Урок на тему "Меч исчезнет, а звезды останутся…" (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


1. Ценности, положенные в структуру урока:

*ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ:

  • нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;
  • осознание учащимися права каждого человека на жизнь, свободу взглядов и убеждений;
  • гуманизм: нравственный потенциал произведений о Гражданской войне порождает особую систему знаний-убеждений.

*ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ:

  • научное мировоззрение, взгляды и убеждения, необходимые современному человеку;
  • знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственного развития.

*ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

  • профессионализм,
  • педагогика экспрессии: «слово+чувство»;
  • духовный контакт с учащимися;
  • профессиональная этика;
  • демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.

*ЛИЧНОСТНЫЕ;

  • активная жизненная позиция;
  • познавательная потребность;
  • творческий поиск;
  • самовыражение;
  • ответственность;
  • потребность в общении с книгой.

2. Актуальность проектирования

Данный проект урока, раскрывающего перед учащимися трагические страницы истории нашей Родины, очень актуален в наше время, когда примеры насилия, жестокости, агрессивности стали почти нормой поведения. Обращение к произведениям писателей 20-х – 30-х годов прошлого века о Гражданской войне не только дает историческое представление об этой эпохе, возможность проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения, но и ставит перед выпускниками вопрос о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.

Анализ и обсуждение произведений подводит к размышлениям о трагичности человеческой судьбы в годы революционных испытаний и воспитывает у молодых людей чувство соучастия, милосердия, сострадания и благородства, умение понять боль другого человека, а также уважение к нравственной стойкости, мужеству борцов за свои идеалы, толерантность.

В проекте урока сочетаются различные формы коллективной и индивидуальной работы, что даёт возможность развития коммуникативной компетенции учащихся.

Структура урока позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного школьника, создаёт условия для формирования активной личности, востребованной обществом.

3. Раскрытие содержания этапов урока

Тема урока: «Меч исчезнет, а звёзды останутся…» (Судьба человеческая в годы революционных испытаний)

Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся по теме: «Изображение Гражданской войны в литературе 20-го века»;
  • выборочный сопоставительный анализ произведений о Гражданской войне, определение позиции авторов, стоящих по разные стороны баррикад;
  • формирование понимания об античеловеческой сущности Гражданской войны, о трагичности судьбы человека в переломные моменты истории;
  • развитие коммуникативных умений учащихся, монологической и диалогической

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • показать изображение Гражданской войны в литературе 20-х годов;
  • развить навыки сопоставительного анализа художественного произведения;
  • формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

2.Развивающие:

  • на примере судеб героев произведений русских писателей о Гражданской войне проследить трагедию российского народа в 1918-1920 годах;
  • проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения;
  • совершенствовать навыки грамотной речи при пересказе и анализе отрывков из художественных произведений;
  • применить имеющиеся навыки работы с Интернет-ресурсами при подготовке презентаций к данному уроку.

3.Воспитательные:

  • показать античеловеческую сущность Гражданской войны;
  • развить чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека;
  • воспитать уважение к нравственной стойкости, мужеству борцов за свои идеалы;
  • сформировать понимание Гражданской войны как трагедии всего народа.

Тип урока: урок-семинар; урок обобщения и систематизации знаний, рассчитанный на 90минут (2 урока)

Методы обучения

1. По характеру познавательной деятельности:

  • проблемного изложения (постановка учителем проблемы и раскрытие пути её решения);
  •  исследовательский (знания добываются самостоятельно в процессе исследования проблемы; сравнительный анализ эпизодов художественного произведения).

2. По источнику знаний и характеру восприятия информации:

  • словесный (рассказ, беседа, работа с текстом художественного произведения;
  • наглядный (просмотр отдельных эпизодов из кинофильмов и спектакля о Гражданской войне с последующим обсуждением, предварительно подготовленный учащимися проект-презентация «Человек в огне Гражданской войны»;
  • практический (самостоятельные суждения и выводы в результате сопоставительного анализа эпизодов художественных произведений).

Формы учебной работы:

  • групповая (учащиеся разбиты на 5 постоянных групп; перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача); работа строится на принципе самоуправления и самоконтроля;
  • фронтальная (включение всех учащихся в обсуждение проблемы, поставленной отдельной группой и учителем);
  • диалог, полилог
  • дифференцированная.

Оборудование:

  • Магнитофон
  • Телевизор
  • Мультимедийный проектор
  • Видеомагнитофон
  • Выставка произведений русских писателей о Гражданской войне

Эпиграфы к уроку (каждая группа подбирает свой эпиграф)

  1. Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения. М.Горький
  2. Все рядком лежат,
    Не развесть межой,
    Поглядеть: солдат,
    Где свой, где чужой?
    Белый был – красным стал:
    Кровь обагрила,
    Красным был – белым стал:
    Смерть побелила
    М. Цветаева
  3. Я устал от 20-го века
    От его окровавленных рек,
    И не надо мне прав человека,
    Я давно уже не человек.
    В. Соколов
  4. Мне на плечи кидается век- волкодав,
    Но не волк я по крови своей.
    О.Мандельштам

Вступительное слово учителя:

История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я.Смеляков

Приложение (слайды 1-6) Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души.

Страшна любая война, потому, что она несет смерть, горе, боль, но война Гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне, это война поистине братоубийственная.

Тема нашего урока: «Меч исчезнет, а звёзды останутся…» Из какого произведения взяты эти слова? Как вы их понимаете?

Учащиеся:

– Эти слова из замечательного произведения М.Булгакова, романа «Белая гвардия», который строится на противопоставлении двух образов: образа войны. крови, жестокости и образа светлого доброго Дома, который, мне кажется, олицетворяет всё то, чего лишается человек, не по своей воле оказавшийся в водовороте революционной стихии и испытывающий на себе все ужасы Гражданской войны.

– «Меч исчезнет, а звёзды останутся…» – в этих словах М.Булгакова выражена извечная вера русского народа в торжество Добра и Справедливости.

– Это чисто русская вера в возможность противостояния злу. Трагедии, в победу добра, культуры.

– «Меч»– символ войны, крови, а «звёзды» – это вечное, что противостоит хаосу истории. И человек должен понять, что он отвечает за гармонию в мире.

Учитель

– Изображение Гражданской войны и осуждение ее стало одной из главных тем русской литературы 20-го века, литературы страны, прошедшей через страшный социальный эксперимент.

Вот так объясняет поэт Максимилиан Волошин причины Гражданской войны, а также говорит о своей позиции по отношению к ней.

Чтение стихотворения М.Волошина «Гражданская война»

Учитель:

– А теперь мы с вами перелистаем страницы произведений русских писателей о Гражданской войне и постараемся увидеть, как пытались они ответить на непростые вопросы истории:

– Есть ли такие цели, ради которых «разрешено» проливать кровь

– Можно ли оправдать бесчеловечность, жестокость, даже если они совершаются во имя «великой идеи»?

– Каков путь интеллигенции в революции?

Слово предоставляется учащимся первой группы.

Приложение (слайды7-8)

– Женщина и война. Совместимы ли эти понятия? А если еще эта женщина – снайпер, имеющая на своем счету сорок убитых белогвардейцев.

Рассказ о новелле Бориса Лавренева «Сорок первый»

Новелла Бориса Лавренева «Сорок первый» была создана в 1924 году. Отряд красногвардейцев, возглавляемый Евсюковым, выходит из окружения в песках Туркестана. Но главную сюжетную линию составляет не путь этого отряда, а взаимоотношения партизанки Марютки с белыми офицером Говорухой – Отроком.

Молодые люди волею обстоятельств поставлены в такие условия, при которых могли близко узнать друг друга и даже полюбить один другого. Двое влюбленных на безлюдном острове Аральского моря на положении робинзонов. Ситуация романтическая. И на время забывается, что идет гражданская война, что Говоруха-Отрок – белый офицер, а Марютка имеет на своем счету сорок убитых врагов.

Как изображены главные герои новеллы?

– Мне кажется, что Марютка изображена романтическими красками, несмотря на суровую действительность. Уже то, что она очутилась одна в евсюковском отряде, делает ее исключительной фигурой. Это подчеркивает и ее портрет «Марютка – тоненькая тростиночка прибрежная, рыжие косы заплетены венком под текинскую бурую папаху, а глаза Марюткины шалые, косо прорезанные, с желтым кошачьим огнем».

– Жутко ей среди суровых бойцов: опасные операции отряда, ежедневный риск. Но все это не мешает Марютке оставаться мечтательницей, писать трогательные стихи.

Марютка свято верит в силу слова искреннего и честного, в справедливые человеческие идеалы.

Но мы видим, что война – не ее стихия. Устала она от нее. Поэтому спасается она от нее, сочиняя стихи, конечно же, очень несовершенные, но идущие прямо от сердца, выражающие чистую, наивную тоскующую душу.

– А молодой офицер, полюбивший Марютку, далек от идеалов революции. Он хочет жить, заниматься любимым делом, он устал от войны. И мы не можем не признать и его правоту.

Посмотрите отрывок из фильма «Сорок первый» и ответьте на вопросы:

  • Почему Марютка стреляет?
  • Что победило: любовь или ненависть к классовым врагам?
  • Возможна ли другая развязка повести?

Учащиеся смотрят отрывок из кинофильма «Сорок первый» (финальный эпизод), отвечают на вопросы и делают выводы:

– Не может не восхищать горячая убежденность Марютки, вера ее в светлые идеалы революции, мужество ее товарищей – красноармейцев. Борис Лавренев оправдывает поступок Марютки. У нас с вами совсем другая позиция. Ведь убитый поручик для нас да и для героини новеллы не враг, а прежде всего человек с его чувствами, мыслями о будущем.

– Мне кажется, что, несмотря на трагический финал, всё-таки побеждает любовь. И отчаяние Марютки очень убедительно говорит об этом.

Отвечают учащиеся II группы:

Книга И. Бабеля «Конармия»

Приложение (слайды 9-12)

  1. Рассказ о судьбе писателя
  2. Анализ эпизодов из «Конармии».

1.Трагическая реальность Гражданской войны – основная тема сборника рассказов Бабеля «Конармия».

За пафосом революции писатель разглядел иной ее лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Характеры его героев парадоксальны, поступки неожиданны.

Вопросы для обсуждения рассказов И.Бабеля:

  1. В чем для автора заключается трагедия Гражданской войны?
  2. Во имя чего герои рассказа убивают друг друга?
  3. Какова роль рассказчика в этом повествовании?

Отзывы учащихся о рассказах И. Бабеля:

– По моему мнению, в рассказе Бабеля «Письмо» показан весь ужас братоубийственной Гражданской войны, когда народ борется не с внешней агрессией, а раздираемый внутренними усобицами и межклассовой конфронтацией, занимается самоистреблением. Более того, вражда зачастую разделяет семьи, близкие родственники идут друг на друга с оружием. Эту человеческую трагедию автор наглядно показывает на примере семьи Курдюковых, где трое воевали за красных, а отец - за белых. В итоге отец убивает одного из сыновей и сам погибает от руки другого своего сына. Эта кровавая драма, разыгравшаяся в семье Курдюковых, демонстрирует нам трагизм той эпохи, когда люди, связанные родственными узами, убивали друг друга по политическим причинам.

– «Конармия» произвела на меня большое впечатление. Особенно сильно поразил меня рассказ «Письмо». Раньше я не совсем представляла Гражданскую войну. Теперь же я поняла, что для страны, народа, человека – это ужасное явление. Гражданская война разбивает семьи, рушит устои и старые традиции. Ради достижения цели человек готов убить самого родного, близкого. Неужели, чтобы достигнуть счастья народа, нужно, чтобы сын стал против отца, дочь против матери? Выходит, что дорога к всеобщему счастью выкладывается трупами?!

– На первый взгляд рассказчик предстаёт бесстрастным повествователем, но постепенно мы понимаем, что это не так. Сердце его разрывается от боли. Он не принимает жестокости и насилия, во имя каких бы то ни было высоких целей они ни совершались.

Моё впечатление о рассказе «Мой первый гусь»

– В новелле «Мой первый гусь» Кирилл Лютов сначала не может найти общий язык с солдатами. Он – интеллигент, который жаждет слиться с общей массой, стать похожим на других. И у него это получается после того, как он убивает гуся во дворе, чтобы не остаться голодным. Тогда казаки говорят: «Парень нам подходящий». Но мы видим, что Кирилл Лютов не может смириться с жестокостью и насилием, одерживающими верх над жалостью, состраданием, любовью. И когда рассказчик засыпает, его «сердце, обагренное убийством, скрипело и текло».

Сопоставительный анализ рассказа «Смерть Долгушова» и эпизода из романа А. Фадеева «Разгром» («Смерть Фролова»):

– В рассказе «Смерть Долгушова» у Лютова не поднимается рука убить раненого Долгушова, просящего застрелить его: «Наскочит шляхта – насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что…». Испарина ползла по телу Лютова. Он не мог этого сделать. Это свыше его сил. И когда Афонька Бида стреляет в Долгушова, Лютов говорит: «Я сегодня потерял Афоньку, моего первого друга…» Рассказчик считает, что у него и у других людей нет права убивать, лишать жизни своих братьев. Бабель создал образ человека, который не принял и не может принять жестокости войны. Автор показал, что никакие условия не способны повлиять на личность, чья душа живет с убеждением конечного торжества доброты и правды.

– И в том, и в другом эпизоде мы видим полное понимание героями своей обреченности. Они даже не противятся тому, что хотят с ними сделать. Но, по-моему, в отношении случайных свидетелей этих событий у авторов произведений противоположная позиция. Фадеев считает поступок Мечика признаком безволия, непонимания того положения, в котором оказался отряд. Бабель же считает, что в братоубийственной, бесчеловечной бойне только гуманистическое мировоззрение способно хоть как-то противостоять жестокости и насилию.

Видеофрагмент из спектакля по книге Бабеля (рассказ «Соль»).

Критики часто упрекали Бабеля в эмоциональном хладнокровии?

Действительно ли это так? Какова позиция автора по отношению к изображаемым событиям?

– Автор и его герой не могут примириться с отрицанием вечной нравственной нормы «Не убий!» И это совсем не бесстрастный повествователь. Гуманистическое начало берёт верх. И это было замечено первыми читателями книги. В статье Як.Бенни «Печать и революция»(1924г.) мы читаем: «Впервые художник становится так прямо против жуткой, нечеловеческой по своему напряжению, ещё живой истории…»

– Но были и другие отклики на «Конармию» И один из них – статья легендарного маршала, возглавлявшего конармию, С.М.Будённого (1924г.), в которой он высказывает своё возмущение тем, как изобразил автор конармейцев в своей книге: «Гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни…выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжёт».

Каким предстает собирательный герой «Конармии»

– Перед читателем проходят люди, которые утратили даже в своих воспоминаниях основу народной нравственности. Для них не существует ни святости семьи, ни любви к женщине, ни уважения к старым людям, ни, что самое странное, преклонения перед чужой жизнью. И поэтому их поступки страшны, они убивают (как герой рассказа «Берестечко» Кудря) осторожно и аккуратно, не убивают даже, а режут людей, как скотину.

– В романе А.Фадеева «Разгром», повести Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69», повести А.Серафимовича «Железный поток» тоже есть сцены жестокости, но они, по-моему, оправдываются суровой необходимостью.

У Бабеля же всё иначе: убивают и просто так, чтобы отомстить за смерть близких, друзей, убивают от отчаяния…

Поэтому трагическая оценка событий в его книге преобладает над героической.

Отвечают учащиеся III группы.

Роман Артема Веселого «Россия, кровью умытая»

Приложение (слайды 13-18)

  1. Рассказ об авторе романа, расстрелянном в декабре 1939 года в застенках Лефортовской тюрьмы.
  2. Книга «Россия, кровью умытая»
  3. Анализ эпизодов («Расстрел неизвестной графини» и «Спасение Егора Ковалёва) и отзывы учащихся о книге.

– Книга Артема Веселого «Россия, кровью умытая» потрясает своей жестокой правдой. Уже эпиграф к первой главе дает представление о том, что происходит в стране: «В России революция – дрогнула мати сыра земля, замутился белый свет».

– Короткими, но очень ёмкими фразами-метафорами автор рисует революционную Россию, и его описание идёт вразрез с официальными «плакатными» зарисовками:

«Страна была пьяна горем»; «Война пожирала людей, хлеб, скот»; «Кресты и могилы, могилы и кресты…»

– Мне кажется, что автор судит о происходящем в стране с народной точки зрения. Язык его произведения близок к народному: он метафоричен, в нём много неожиданных сравнений. Название каждой главы, эпиграфы к ним похожи на строчки из народных песен:»Пожар горит – разгорается»(2 глава) –«В России революция, вся Россия на ножах»; »В России революция – по всей-то по Расеюшке грозы гремят, ливни шумят»; «Горькое похмелье» (7 глава) – «В России революция – деревни в жару, города в бреду» (эпиграф к ней).

– Главный герой книги – русский народ, ищущий лучшей доли, сомневающийся, ошибающийся… И поэтому очень много разговорной лексики, диалога, скорее, полилога:

– Ура!

–Ура-а!

– Пострадали!

– Полили крову…

–Триста лет!

– Хватит!

– Браво!

– Царя к шаху-монаху на постны щи!

– Народные песни, частушки, пословицы, народный склад речи отнюдь не заслоняют сцен откровенной жестокости и «белых», и «красных». А позицию автора, по-моему, можно выразить словами из стихотворения М.Волошина:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других

Отвечают учащиеся IV группы:

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Приложение (слайды 19-23)

Рассказ об истории создания романа. Чтение стихотворения Б.Пастернака «Нобелевская премия».

– Мне кажется, строки из стихотворения Волошина очень хорошо выражают позицию главного героя романа Пастернака «Доктор Живаго» – Юрия Живаго. Помимо своей воле он оказывается в горниле Гражданской войны. Во время боя он молится за тех и за других, он никому; ни белым, ни красным – не хочет причинить боли.

«Но жалость не позволяет ему целиться в молодых людей (они белые), которыми он любовался, которым он сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием. И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становится никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгоревшему дереву. У него были тут свои приемы».

С героем какого произведения о Гражданской войны можно сравнить Юрия Живаго? (С Мечиком из романа А.Фадеева «Разгром»)

Вот круг вопросов, по которым можно провести это сравнение.

  1. Каковы убеждения Мечика и Живаго?
  2. Как понимает гуманизм Живаго? Как он поступил бы на месте Сташинского?
  3. Какова авторская позиция в толкования гуманизма у Фадеева и Пастернака?

Подведем итоги сопоставления двух героев и двух авторских позиций.

Учащиеся:

– Фадеев считает, что Мечик – «никчемный пустоцвет», не нужный революции. Он показан слабым, безвольным человеком в разных ситуациях и не вызывает симпатии читателя.

– По мнению Б.Пастернака, лишних людей не бывает. Каждый человек – это личность. Читая о Юрии Живаго, мы чувствуем трагедию простого человека, умного, талантливого, сердце которого в буквальном смысле разрывается от революционных потрясений.

– Нельзя забывать и о том, когда эти произведения были написаны. Одно – в середине 20-х годов, другое – в середине 50-х годов, когда прошло уже немало лет после Гражданской войны.

И это лишний раз подтверждает то, что с высоты времени многие события видятся иначе. Так у А.Фадеева на первый план выходит героическая оценка событий и Мечик в этом плане, конечно же, проигрывает. Б.Пастернак на первое место ставит судьбу человеческую, исковерканную неравной борьбой с «веком-волкодавом» (О.Мандельштам).

Учитель:

– Страницы произведений о революции и Гражданской войне полны сцен боев, расправ, насилия, проявления жестокости и беспощадности с обеих сторон. С точки зрения жизни конкретного человека не столь важно, белый или красный террор предшествовали друг другу, - террор был реальностью Гражданской войны.

Именно литература уже в двадцатые годы формировала представление о Гражданской войне как о трагедии, общей беде. Этот вывод делает читатель даже независимо от того, как сам автор относится к событиям, считает ли он насилие жестокой необходимостью Гражданской войны.

В творчестве какого писателя с особой болью звучали подобные мотивы?

Учащиеся:

– В произведениях Ф.М.Достоевского говорится о муках совести, преследующих людей, пытающихся переступить через нравственные законы. «Нельзя сделать добро с помощью преступления», – утверждает великий писатель-гуманист 19 века, и лучшие произведения о Гражданской войне проникнуты теми же мыслями.

– Суд совести настигает людей, сражающихся по разные стороны баррикад: командующего белым фронтом Хлудова в пьесе Булгакова «Бег» и председателя губчека Срубова в повести Виталия Зазубрина «Щепка».

В больном сознании генерала Хлудова постоянно присутствует казнённый по его приказу вестовой Крапивин, с которым он разговаривает, как с живым, пытаясь оправдаться.

Срубов же мучается от постоянного запаха крови после массовых расстрелов врагов революции, а на полу своего кабинета он видит кровь.

– «Меч исчезнет, а звёзды останутся»,– сказал М Булгаков в романе «Белая гвардия». Мне кажется, он хотел выразить в этих словах надежду на возрождение в России идеалов добра и справедливости, на победу гуманистического мировоззрения. Ведь звёзды – это вечность, а жизнь человеческая такая мизерная по сравнению с вечностью. И очень неразумно тратить её на то, чтобы убивать, принося страдания и себе, и другим людям.

Учитель:

– Да, наша русская литература всегда была совестью нации.

В 1925 году поэт Игорь Северянин в стихотворении «Народный суд» пытается разобраться в причинах Гражданской войны и назвать виновных в этой страшной междоусобной бойне.

Чтение стихотворения Игоря Северянина « Народный суд»

Приложение (слайд 24)

Такую оценку событиям Гражданской войны дал писатель Борис Васильев, наш современник:

«В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия. Трагическая катастрофа рождает только потери».

Революция и Гражданская война вызвали и массовый исход, и рассеивание по странам Европы, Азии, Америки значительной части населения России. В числе тех, кто покинул страну в отблесках пламени Гражданской войны, было и много представителей творческой интеллигенции.

И сегодня, когда мы знаем (и то, пока не до конца) масштабы трагедии на собственной земле, понимаем, что люди спасали не просто творчество, талант, музу – они спасали жизнь!

Звучит романс «Сент-Женевьев-де-Буа» в исполнении А.Малинина.

Приложение(слайды 25-36)

Надпись на одной из неизвестных могил Сент-Женевьев-де-Буа: “Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми

Использованная литература:

  1. Андреев Ю. Революция и литература. М., 1975
  2. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. М., 1989
  3. Литература русского зарубежья. Антология: В 6 т. М., 1990-1991. Т. 1-2
  4. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Т.1. Писатели русского зарубежья / гл. ред. А.Н.Николюкин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – 512с.
  5. Преподавание литературы в 11 классе: книга для учителя. – Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях / Г.А. Обернихиной. Часть II. – М.: АРКТИ, 2002. – 216с.
  6. Русская литература XX века, ч.1,2: 11 класс / [под ред. Журавлева В.П.]. – М.: Просвещение, 2005
  7. Русская литература XX века: учебная книга для учащихся старших классов / [автор-составитель Меркин Г.С.]. – 2-е издание. – Москва: Скрин; Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995 8.
  8. В. Сметанин. Соотечественники. – http//www.c-cafe.ru/words/23/2170.php;Сент-Женевьев-де-Буа
  9. Трубина Л.А. Русская литература XX века: учебное пособие для поступающих в вуз. – 3-е издание. – М.: Флинта: Наука, 2002-336с.