Мониторинг приближенности учащихся к модели выпускника как средство диагностики уровня реализации госстандартов

Разделы: Администрирование школы


Общеобразовательная школа – это учреждение, осуществляющее обучение, воспитание, развитие и саморазвитие учащихся.

Организация управления учебно-воспитательным процессом с учётом образовательных стандартов ставит перед коллективом школы задачи создания такой педагогической системы, которая предусматривает проектирование и формирование личности ребёнка, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способностей к самореализации и гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Для решения этой задачи необходимо чётко представлять качественные характеристики личности ученика в стадии его взросления, в связи с чем нами были спроектированы модели выпускника каждой из ступеней обучения. (Приложение 1). В их проектировании помогла книга из серии «Библиотека администрации школы» авторов Л.К.Гребёнкиной и Н.С.Анциперовой «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы» (Центр «Педагогический поиск», 2000).

Но сама по себе модель выпускника будет носить декларативный характер, если систематически не отслеживать, насколько продвигается в развитии личность каждого отдельного ученика. Имея данные такого мониторинга, можно выделить наиболее значимые проблемы, ориентированные не только на требования настоящего, но и требования прогнозируемого будущего. Для ежегодного мониторинга приближённости учащегося определённой ступени обучения к модели выпускника в нашей школе созданы «Карты приближённости к модели выпускника», включающие в себя ключевые характеристики личности определённой ступени обучения. (Приложение 2). Такие карты заводятся на каждого ученика школы. Классный руководитель, используя метод наблюдения и материалы школьной документации, определяет уровень, на котором находится ученик в данный момент. С целью более объективной оценки уровня выраженности ключевой характеристики классные руководители объединяются с учителями-предметниками в группы, что сплачивает педагогический коллектив для решения общей задачи. В результате диагностики получается карта с кривой, отражающей приближённость к «идеалу» конкретного ученика:

ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ. (Приложение 3)

ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

КЛАСС: второй (2002-2003г.)____сводная ведомость________________________________

ДАТА ДИАГНОСТИКИ: 2007-2008 год – декабрь____________________________________


КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

оптимальный

достаточный

критический

недопустимый

1.

Знания и умения:

 

 

 

 

1.1

Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

26%

34%

40%

-

1.2

Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений.

17%

32%

31%

20%

1.3

Достаточное развитие устной речи.

И так далее.

25%

36%

29%

10%

Сводная ведомость позволяет увидеть общую картину, сравнить между собой показатели разных классов, выявить те ключевые характеристики, работа над которыми требует особого внимания как классного руководителя и отдельно взятого учителя-предметника, так и педагогического коллектива в целом. Результаты для обсуждения на педсовете или педагогическом консилиуме могут быть представлены в виде гистограмм, что очень наглядно, показательно и удобно для анализа:

2 КЛАСС, ДЕКАБРЬ 2007 ГОДА.

Следующий этап – самый важный. Составляется карта коррекционной работы по приближению личности учеников класса к модели выпускника. В эту карту вносятся только те ключевые характеристики, которые проявляются в данном классе на критическом или недопустимом уровне, причём указываются конкретные фамилии учащихся:

КАРТА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРИБЛИЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА К МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.

(декабрь 2007-декабрь 2008 года).

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

 

 

критический

недопустимый

1.

Знания и умения:

 

 

1.1

Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.

3 Иванов Илья, Петрова Ира,
Дугин Иван и т.д.

 

1.2

Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений.

3 Петрова Ира, Дугин Иван и т.д.

Днепров Андрей, Крымова Света и т.д.

1.3

Достаточное развитие устной речи.

И так далее.

3 Смирнов Николай, Викторов Игорь и т.д.

Петрова Ира

Такую карту получает каждый учитель-предметник, работающий в данном классе. Использование карты при подготовке к уроку и внеклассной работе позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, и, в то же время, весь педагогический коллектив объединяется в решении общей задачи – реализации образовательных стандартов, предусматривающих формирование личности ребёнка, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способностей к самореализации и гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Кроме того, анализ сводных ведомостей классов заместителями директора по учебно-воспитательной работе позволяет выделить наиболее существенные проблемы развития школы, ранжировать и структурировать их. Следовательно, анализ идёт от результатов. На основе анализа намечаются новые цели, пути и средства их достижения.

Таким образом, мониторинг приближённости учащихся к модели выпускника позволяет сделать образовательный процесс личностно-ориентированным, объединяет усилия всего педагогического коллектива на реализацию образовательных стандартов.