Интегрированный урок по изобразительному искусству, истории, литературному чтению. Тема: "Ожившее искусство"

Разделы: МХК и ИЗО


Презентация

Тип урока: Беседа (литература, история , музыка, живопись) знакомство с творчеством русского поэта и художника М.Ю. Лермонтова, композитора П.Чайковского.

Практическая работа. 4 класс. 2 часа.

Вид урока: Путешествие в прошлое своей страны.

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: формировать у детей способности выражать свои мысли, под воздействием литературы, музыки. Создание образно – эмоционального произведения (композиция, колорит, выразительность сюжета)
  • Развивающая: понятие о выразительности изобразительного искусства, его колорите, через, интеграцию предмета. Развивать умение составлять композицию, выражающую чувства и настроение, умение передавать настроение различных событий окружающего мира.
  • Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к истории своей страны в образах выдающихся людей, воспитывать умение восхищаться красотой живописи, и музыки, литературы.

Оборудование:

  • Для учителя: Слайды «Вид крестовой горы», портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин поэта, портрет П.Чайковского. музыкальные фрагменты.
  • Для учеников: Гуашь, кисти, салфетки, палитра, бумага А3, на каждом столе свеча, сборник стихов Лермонтов.

Литература: Стихи М. Лермонтова. Словарик – чувств.

Музыка: Произведения П.И.Чайковского, наглядно иллюстрирующие зависимость настроения и характера. «Лебединое озеро», «Времена года»

 План урока

  1. Организация класса
  2. Беседа по теме урока.
    Рассматривание репродукций и литературных произведений М.Лермонтова и музыкальных композиций П.Чайковского.
  3. Выполнение упражнений.
  4. Постановка задачи урока.
  5. Практическая работа.
  6. Эстетическая оценка.
  7. Уборка рабочего места

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка рабочих мест и готовность к уроку.

2. Беседа

Звучит музыка « Белеет парус одинокий»

(слайд море, кораблик)

Сейчас прозвучали стихи, положенные на музыку, вы могли бы сказать, чьи это стихи?

- Да это действительно стихи М.Лермонтова.

(слайд, портрет поэта)

Сегодня во время нашей беседы вы узнаете о двух великих людях искусства 19 столетия, которые посвятили свою жизнь искусству.

Это поэт М.Ю. Лермонтов и композитор П.И Чайковский.

(слайд портреты поэта и композитора)

Несмотря на то, что Лермонтов был поэтом, он ещё был и живописцем. И нет сомнений что Лермонтову – писателю во многом помогал Лермонтов художник. В этом убеждаешься, знакомясь с недавно обнаруженной лермонтовской картиной «Вид крестовой горы».

(слайд картины)

- Рассмотрите репродукцию картины.

- Что изображено на полотне?

На небольшом полотне поэт запечатлел один из горных пейзажей Кавказа. (Кайширскую долину).

Лермонтов проезжал эти места поздней осенью 1837года. Он был поражён красотой долины одну из скал, которых венчал деревянный крест. Увидев этот великолепный пейзаж, поэт тут же сочинил стих «Крест на скале».

Звучат стихи под музыку Чайковского.

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху поднята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Перед вами в обрамлении скал, высится гора, вершину которой венчает деревянный крест. Огибая его по склону, проходит дорога, внизу протекает бурный горный поток. А выше на фоне неба, белеет гряда далёких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым наполнена вся картина.

На столах у вас находятся репродукции этой картины, рассмотрите её и ответьте на вопросы.

(слайд с вопросами)

- Как вы думаете, о чем нам рассказывает эта картина?

- Какими чувствами хотел поделиться с нами, зрителями, художник?

Картина была написана спустя год в 1838 году по воспоминанию поэта. Сейчас перед вами находится иллюстрация- автолитография. Поэт любил дарить свои картины друзьям, поэтому он их всегда литографировал (размножал, делал оттиск)

Саму же картину поэт подарил своему другу Одоевскому. Немного позже картина попала к поэту Висковатову. Но со смертью Висковатого в Петербурге в 1905 году картина исчезла и лишь спустя 60 лет она была найдена в Финляндии известным коллекционером Лифарём. Состояние картины произвело унылое впечатление. Живопись картины была похоронена под густым слоем пыли и разложившегося лака. Спустя 27 лет Лифарь привёз это полотно в нашу страну, где за три дня наш лучший реставратор Алексей Корин совершил «чудо». «Оживил картину», вернув пейзажу первоначальную свежесть и нежность красок. После чего Лифарь привёз эту картину в г.Пятигорск и передал её в дар музею искусств где она находится по сей день. С 1996 года.

Но М.Лермонтов писал не только пейзажи, но и портреты.

Перед вами один из его автопортретов.

(слайд с портретом)

Этот портрет поэт написал, когда ему исполнилось 23 года.

Обратите внимание на красоту лица поэта, на умные задумчивые глаза, притягивающие к себе красотой и выразительностью.

Когда поэт был ребёнком, его бабушка, помещица Арсеньева просила многих художников написать его портрет (Кипренского, Брюллова), так как она очень любила своего Мишуню. Но все отказывались, считая, лицо поэта не выразительным и даже некрасивым. И вот поэт – художник пишет свой портрет сам.

- Чтобы вы могли сказать о портрете?

Я тоже считаю, этот портрет прекрасным.

Всмотритесь в облик поэта, насколько он печален и прекрасен.

(слайд репродукции разных портретов поэта)

Вот какой талантливый жил человек в 19 веке, прославивший нашу страну, и наш край.

Но не только поэты и художники прославляли своим творчеством 19 век, но музыканты и композиторы также славили землю своими произведениями, воспевая в них красоту природы.

(слайд портрета П.И.Чайковского)

Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в семье горного инженера, своё детство будущий композитор, провёл в посёлке при заводе, мало, чем отличавшийся от деревни. Именно здесь, в деревне, в провинции, широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная, яркая крестьянская русская речь. Вспоминая детство, композитор писал позже: «…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки…»

Воспитание, начальное образование, основы культуры Чайковский получил в семье. Семья была большая. Его любили, воспитывали и учили, как всех остальных детей.

- Кто родители Чайковского, какие это были люди?

Говорят отец – Илья Петрович – был жизнерадостным и прямодушным человеком. А мать, композитора противоположность своему супругу, Александра Андреевна очень добра, но доброта её была строга.

В детстве громадное влияние на мальчика имела воспитательница старших детей Фанни Дюрбах. Но всё же мальчик очень любил свою мать. Она пела ему колыбельные песни, которые он помнил всю жизнь, возможно, эти песни и песни народные звучавшие вокруг него и развили необычайный слух и музыкальную память.

П. Чайковский уже в 4 года совершенно верно подбирал звуки к услышанным песням, в 8 лет он импровизировал на рояле, в 10 лет Александра Андреевна привезла сына в Петербург, здесь он начал серьёзно заниматься гуманитарными науками и музыкой. Студенты часто собирались, чтобы послушать Чайковского. На что его друг поэт Апухтин писал так.

(слайд стихотворения)

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной
Искусство было наш кумир…

После окончания консерватории он начинает педагогическую карьеру и одновременно писать музыку.

Чайковский написал 3 балета по сказкам, которые очень любил в детстве.

- Назовите, какие это балеты?

Конечно это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

3. Выполнение упражнения

Послушаем фрагмент из балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей».

(звучит фрагмент, слайд балета на экране)

Охарактеризуйте этот музыкальный фрагмент, словами продолжа фразу:

Эта музыка вызывает у меня чувство…
Она рассказывает мне о…

Подберите цветовую гамму, соответствующую настроению музыкального фрагмента.

(слайд)

П.Чайковский создал цикл « Времена года» многие фрагменты из этого цикла вы уже слушали на уроках.

Прослушайте ещё один фрагмент этого цикла.

(звучит музыка, на экране идут слайды с изображением времён года)

- Какое время года описал композитор?

- Какая по характеру музыка?

- Какие чувства у вас вызывало это произведение, во время прослушивания?

(слайд словарика чувств)

4. Постановка задачи урока.

Сегодня вы узнали о двух великих людях России поэте и композиторе живших в 19 веке.

(Слайд портретов)

Как вы думаете, можно ли изобразить, в рисунке то о чём прочитали в стихах или услышали в музыке?

Я согласна с вашими мыслями.

- Это и будет задачей нашего урока.

  • Прочитать стихи и выразить в рисунки то, что описывает поэт словами.
  • Научиться выражать свои мысли и чувства с помощью цвета и композиции.

5. Практическая работа

У вас на каждом столе есть стихи М.Лермонтова. Прочитайте их.

Ребята кратко поясняют, что можно изобразить в произведении.

А теперь смело приступайте к работе

(звучит музыка Чайковского)

Я думаю, у вас всё получится.

6. Эстетическая оценка.

Закончив работу, ученики устраивают мини выставку, на которой рассказывают о своих рисунках и чувствах раскрытых в них.

- Для чего и зачем поэты и композиторы создают свои произведения?

- Сделайте вывод - как можно выражать свои мысли и чувства?

- Словами, звуками, цветом, линией и композицией.

Вот и подошло к завершению наше маленькое путешествие в мир искусства 19 века.

7. Уборка кабинета.