Интегрированное занятие. Тема: "Музыка. Творчество. Компьютер"

Разделы: Музыка


Цель: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

Задачи:

  • формировать умения, навыки создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
  • повышать уровень информационной культуры учащихся;
  • развивать способности к интонационному анализу музыкального произведения и сравнительному анализу произведений искусства; музыкальное восприятие и творчество;
  • нравственно-эстетическое воспитание учащихся, целостное, многогранное гармоничное развитие личности ребенка

Форма организации детского коллектива: групповая, фронтальная.

 Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, диски с компьютерной программой, диски с музыкой: К.Сен-Санс “Карнавал животных”, Н.А. Римского-Корсаков опера- былина “Садко”, распечатанные раскраски с титульным листом, бланки с заготовкой для сочинения, макет аквариума, технологические карты с описанием изготовления рыбок в технике “оригами”.

План занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Изучение нового материала.
  4. Творческая работа.
  5. Повторение и закрепление материала.
  6. Свободное творчество
  7. Подведение итогов.

Ход занятия

Учитель музыки: Здравствуйте дорогие ребята! (Приложение 1.Слайд № 1). Сегодня вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию, но применить свои знания в работе с компьютером, а в конце нашей встречи, вас ждет сюрприз.

Посмотрите на мой талисман — хрустальный глобус, он поможет нам в нашем путешествии в сказочный мир прекрасного искусства. Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на вопрос о моем талисмане.

Итак, мы начинаем… (Приложение 1.Слайд № 2).

Повторите несколько раз за мной:

Камиль Сен-Санс… Удивительное красивое звукосочетание, не правда ли. Это имя великого французского композитора, который сочинял необыкновенную и удивительную музыку, такую же прекрасную, как природа. Много лет звучит она для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство…

Как вы думаете, можно ли музыкальными звуками передать, как тяжело шагает слон, как высоко прыгает кенгуру, как быстро бегают антилопы?

14 необыкновенных музыкальных образов Сен-Санс объединил в своеобразном музыкальном произведении, которая называется “Карнавал животных” или “Зоологическая фантазия”.

Сегодня я познакомлю вас с одной из пьес этого цикла. Внимательно послушайте, и попробуйте нарисовать в своем воображении картину. Попробуйте почувствовать и показать пластикой рук характер звучащей музыки.

(Звучит пьеса “Аквариум”).

Пластическое интонирование

Учитель музыки: Понравилась вам музыка?

Дети: Да, очень, она звучала необыкновенно мелодично

Учитель музыки: Какие прозвучали музыкальные инструменты?

Дети: Струнные, флейты, ксилофон, челеста.

Учитель музыки: Как называется группа музыкальных инструментов

Дети: Оркестр.

Учитель музыки: Предлагаю вам выбрать из списка пьес, название, подходящее для этого произведения.

(Приложение 1.Слайд № 3).

Учитель музыки: Молодцы, вы правильно выбрали название.Прозвучала пьеса “Аквариум”.

Тембры различных музыкальных инструментов, тончайшие динамические оттенки, льющаяся мелодия, неповторимая гармония звуков - важнейшие выразительные средства музыкального искусства, создают волшебную музыкальную картину.

Сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: передать красоту музыки, через важнейшие художественно- выразительные средства живописи - цвет, цветовые сочетания, контур, тон

(Приложение 1.Слайд № 4).

Садитесь за компьютеры, начинаем работу. Вам предстоит раскрасить предложенную картинку, выбирая свои цвета и тона. Работа будет выполняться в программе Paint.

(Рисунок1).

Выполнение творческого задания. Самостоятельная работа с раскраской под звучание музыки. Оценка работ.

Учитель музыки: Музыкальное пространство дышит, пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний, и мы словно сами попадаем в большой звучащий аквариум. Ребята, на нашем занятии прозвучали слова: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. (Приложение 1.Слайд № 5). Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Дети: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель музыки: Верно, между различными искусствами много общности. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Приложение 1. (Слайд № 6).

  • Мы познакомились с французским композитором, которого зовут… (Камиль Сен-Санс);
  • Камиль Сен-Санс сочинил необычное сочинение под названием….. (“Карнавал животных”);
  • “Карнавал животных”- симфоническое произведение, состоящее из ….(14 пьес);
  • Пьеса, которую мы слушали сегодня, называется … (“Аквариум”)

Учитель музыки: Музыку можно не только нарисовать, о ней можно рассказать словами, можно также проявить фантазию и мастерство. Я предлагаю вам разделиться на 2 группы, чтобы выполнить следующую творческую работу.

  • Первая группа будет сочинять рассказ к прозвучавшей музыке, используя литературный план и слова для справок (Приложение 2)
  • Вторая группа будет создавать рыбок, используя технику “оригами”, родина которой признана Япония. (Приложение 3).

(Чтение рассказа и оценка работ ребят).

Учитель музыки: Рассказ получился очень необычным, а этими красочными рыбками мы населим наш аквариум. (Приложение 4 - Макет аквариума, выполненного из картона, с аппликацией водорослей и вставками из настоящих ракушек). Ребята, как вы думаете, почему у вас получились такие замечательные работы?

Дети: Музыка пьесы была очень красивой и нам очень понравилась.

Учитель музыки: Мне тоже очень нравится музыка “Аквариума”, и я решила так о ней рассказать:

Сквозь серебристые струи воды,
среди мерцания изумрудной зелени,
неторопливо плавают прекрасные и беспомощные,
безмолвные рыбки. (Слайд №7).

Учитель музыки: Почему мой рассказ нельзя назвать стихотворением?

Дети: Потому, что в нем нет рифмы.

Учитель музыки: Вы правы, и это не случайность. Я сочинила его под впечатлением японской поэзии, для которой рифма не важна, потому, что главное — это передать словами свои чувства, ощущения, нарисовать с помощью слов картину.

Музыка может творить чудеса. Наше чудесное путешествие продолжается. И теперь, дорогие ребята, я приглашаю вас в сказочный мир музыки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Помните ли вы былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко?

Дети: Да, это легенда о волшебной силе искусства. Песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду.

Учитель музыки: Сейчас мы, вместе с героем оперы-былины “Садко”, гусляром Садко отправляемся подводное царство. (Приложение1.Слайды № 8-№ 14)

Учитель музыки: Понравилось вам путешествие?

Дети: Да, было необыкновенно, загадочно очень красиво

Учитель музыки: Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети: Восхищение, радость, интерес. 3

Учитель музыки: А теперь посмотрите на репродукцию картины великого французского художника Анри Матисса “Красные рыбки” (Приложение1.Слайд № 15).Подумайте, как каждый творец отражает свои чувства, мир своих образов?

Дети: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор, - звуками, художник,- красками, поэт - в стихах или прозе.

Учитель музыки: Верно, каждый вид искусства — музыка, живопись, литература, говорит о своем на своем собственном языке. А теперь вопрос: как вы думаете, зачем я принесла на занятие свой талисман – хрустальный глобус?

Дети: Глобус помог нам совершить путешествие по странам: Франция, Япония, Россия., помог побывать в подводном царстве, глобус- символ знаний.

Учитель музыки: Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

(Приложение1.Слайд № 16)

Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.

На память о сегодняшнем занятии я приготовила для вас рисунки.  Раскрасить которые вы можете дома, вспоминая музыку великого Сен-Санса. (Рисунок 1).