Урок литературы в 7-м классе. Урок-исследование по рассказу А.И. Шадрина "Степанида и Степан"

Разделы: Литература


"…только любовью держится жизнь." И.С.Тургенев

Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большее – мудрость. Г.Э.Лессинг

Цель урока: научить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали как литературному приему, совершенствовать навыки устной монологической речи, умение выявлять идейный смысл произведения; развивать навыки ассоциативного - образного мышления, воспитывать интерес к творчеству А.И. Шадрина, побуждать к серьёзным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении, воспитывать уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  1. Слово учителя о теме и цели урока.
  2. Поговорим об авторе (просмотр видеокассеты об А.И. Шадрине).
  3. Словарно – лексическая работа: стол из сосновых плашек, мазанка, завалинка, нерестилища.
  • Плашки, плахи - в XIX в. и в современном русском языке употребляется в значении: половинка расколотого вдоль бревна, полена.
  • Мазанка – изба из глины или обмазанной глиной дерева, кирпича.
  • Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
  • Нерестилища – место нереста рыбы.
  1. Комплексный анализ текста. Приложение
  1. Какова, по вашему мнению, семантика заглавия рассказа? В семантике заглавия важны оба имени. Оба героя просты и естественны, как природа, поэтому просты и обычны их имена. В их характерах много общего, как и в созвучии имен.
  2. В чем особенность композиции рассказа? В рассказе чередуются события жизни героини и ее сны, размышления. Я бы выделила следующие элементы композиции:
  • экспозиция – описание избы Степаниды;
  • завязка – рассказ о жизни и снах героини;
  • кульминация – последний сон;
  • развязка – смерть Степаниды.
  1. Какой показана героиня в рассказе? Что о ней известно? Степанида вышла замуж перед самой войной за “красивого и отчаянного парня” Степана. Прожили они недельки две. Началась война, и Степан ушел на фронт, где и погиб. Степанида так и не вышла больше замуж, всю жизнь прождала мужа с войны.
  2. Горький писал: “Главное найдите в произведении деталь… она осветит вам характеры, от них пойдете, и вырастет и сюжет, и мысли. От деталей к характерам. От характеров – к обобщениям и идеям”. Найдите в описании избы Степаниды, внешности Степаниды и Степана детали, помогающие в раскрытии характеров героев.

Выразительно прочитайте описание избы. Найдите ключевые слова отрывка, которые подчеркивают одиночество Степаниды.

  • Печь в полжилья служила прибежищем тепла, уюта для обычно многочисленного крестьянского семейства. Наверно, при другом раскладе жизни Степаниды была бы заботливой матерью и женой. Что в описании внешности Степаниды поразило вас? Какие изобразительно-выразительные использовал автор для того, чтобы создать психологический портрет героини.
  • Сравнение “скупые слезы стекали по морщинам, как по степным овражкам остатки вешних вод” помогает автору подчеркнуть простоту и естественность характера героини. Ведь природа незамысловата, но мудра. Метафора “цветущая женщина превратилась в развалину” помогает подчеркнуть тягостное одиночество Степаниды.
  • Найдите в описании Степана ключевые слова, помогающие нам понять характер героя.
  • “С улыбкой во всё скуластое лицо”. ...Эти слова подчёркивают бесхитростность Степана. Честен был в мирной жизни, честно выполнял свой воинский долг.
  1. Проверка домашнего творческого задания.
  • Творческая работа № 1. Нарисуйте портрет главной героини. Попытайтесь передать через рисунок характер Степаниды. Подберите к портрету поэтические строчки, характеризующую Степаниду
  • Творческая работа № 2.  Попробуйте представить Степана в снах главной героини. Нарисуйте его портрет, выделяя во внешности внутренние качества героя. Дайте интерпретацию образа, используя поэтические строчки.
  1. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома,” - писал Л.Н. Толстой.

Дом в жизни человека - это семья, уют, взаимопонимание, взаимопомощь. Каждый человек мечтает и пытается создать свой дом, в котором всегда будут царить любовь к ближнему, не будет ссор и разногласий. Строительство такого дома - многолетнее кропотливое дело. Разрушить же этот дом можно в одночасье. Счастье наших героев разрушила война.

Попробуйте продолжить ассоциативную цепочку!

Дом Степана и Степаниды до войны...
Молодость – любовь... ( счастье - налаженный крестьянский быт…)

Дом Степаниды после войны...
Долгое вдовство …( одиночество - тоска - пустота камышовой мазанки…)

  1. Какой фольклорный приём использует автор в развитии характера героини?

-Сон.

В одном из снов Степаниды А.Шадрин использует принцип психологического параллелизма, проявляющийся в уподоблении жизни природы жизни человека. В чём особенность этого приёма у А.Шадрина? Пейзажные зарисовки неразрывно связаны с крестьянским трудом. Герои впитали в себя народную нравственность, поэтому счастье их первозданно и чисто. Главная героиня воспринимает любовь как Божий дар, несмотря на то, что счастье было кратковременным. Героиня не чувствует себя обделённой, так как испытала глубокое чувство любви.

  1. Какие особенности языка А.Шадрина вы можете назвать?

- Языку автора свойственны устаревшие слова (сосновые плашки), просторечия (сгинуть, в одних годах ). А.Шадрин использует многоточие как приём интонационной выразительности. В рассказе многоточие служит вообще философским знаком, нацеливает на размышления.

Лингвистическая передышка “Узнай стиль писателя”.

Предлагаются классу три отрывка из произведений астраханских писателей, из которых надо выбрать произведение А.Шадрина. Свой выбор надо аргументировать.

  • “Нет, не могут вырасти эти дети Иванами, не помнящими родства! Да станет участие детей в созидании Храма духовным началом истинной любви к Родине! Пусть морщатся ревнители сладкоречивого интеллигентского патриотизма от кажущейся затертое™ и простоты этих слов .Вечные истины не бывают банальными. Нет реки без истока, нет дерева без корней, нет рода без памяти, нет Родины без любви, нет любви без Бога”. (Ю.Н. Щербаков “Кому на Руси жить”)
  • “Умереть бы обоим в одночасье - страшно и обидно оставаться одной. Непонятно все же -под самое скончание земного бытия еще одно ,может быть, самое тяжкое наказание человеку: навсегда разлучиться с ближним, мыкаться в одиночку, доживать годы, а то и десятилетия с душевной болью от памяти об ушедшем. За что такая кара человеку? Будто в жизни и без того мало пережить доводится...” (А.И. Шадрин “Диданя”)
  • “Губернатор Волынский отослал это письмо царю Петру I из Астрахани, не думая ,что оно очень быстро приведет к новому походу русских войск - походу в Перейду. Артемий Петрович смотрел на свое послание скорее как на политический отчет о событиях на Востоке и полагал, что конкретные меры вряд ли будут так быстры.” (А.С. Марков “Тайный советник”)
  1. Какой жизненной философии научил вас рассказ А.Шадрина?
  • Внешняя оболочка и внутренний мир часто представляют собой удивительное несоответствие. Степанида внешне проста, незамысловата, но внутренний мир многогранен. Огромное терпение, верность Степанида сохранила даже в страданиях, в нечеловечески изломанной судьбе.
  • Сильная чистая любовь свойственна людям бесхитростным, впитавшим в себя народную нравственность.
  • Любовь, семью надо беречь как Божий дар, не разменивая на житейские мелочи.
  1. Выразительное чтение стихотворения Б.А.Ахмадулиной “С любимыми не расставайтесь” .
  2. Оценивание ответов
  3. Домашнее задание.

Однопроблемное сочинение по темам:

  1. Какие нравственные ценности Степаниды близки и понятны мне?
  2. Согласны ли вы, что духовное очищение приходит через страдания? Аргументируйте свой ответ, основываясь на произведения А. Шадрина.
  3. В чём специфика языка произведений А.Шадрина?

Приложение