Урок литературы по теме "Путешествие по Мещерскому краю"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения.
  • Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном.
  • Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.

Техническое оборудование урока:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Оформление (на доске):

  • Портрет К.Г. Паустовского
  • Рисунки учащихся (Черное озеро летом и осенью)

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране. (К.Г. Паустовский).

На экране: Тема урока, карта Мещерского края, обложка книги “Мещерская сторона”(Приложение 1, слайд 1)

Ход урока

Слово учителя: За окном весна, апрель. Светит солнце, на деревьях распускаются почки, зацветают на проталинах первые цветы. И такая красота вокруг (Приложение 1, слайд 2)

(Учитель читает стихотворение Н.И. Рыленкова “Все в тающей дымке”)

  • Как вы думаете, почему я начала наш сегодняшний урок с этого стихотворения Николая Ивановича Рыленкова? (Приложение1, слайд 3). (Это стихотворение о природе. А мы сейчас изучаем очерки К.Г. Паустовского “Мещерская сторона").
  • Природа у Рыленкова не только красива, но и необычна. В чем же видит поэт ее необычность? (Природа не выставляет свою красоту напоказ, ее красота скрыта, спрятана).
  • Давайте представим себе, что русская природа - это девушка. Как бы вы сказали, какая она? (Скромная, застенчивая).
  • К сожалению, ребята, не все умеют видеть прелесть “застенчивой русской природы”. Что же нужно сделать, чтобы увидеть ее? Ответьте словами стихотворения. (Приложение1, слайд 4)

(Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

  • Какой вывод можно сделать из этих слов? (Красоту русской природы увидит тот, кто умеет всматриваться и вслушиваться)
  • В чем же разница между словами увидеть – всмотреться, услышать – вслушаться?(Всмотреться и вслушаться - значит смотреть и слушать более внимательно)

Слово учителя: В словах всмотреться, вслушаться приставка -В-. Она обозначает движение внутрь, вперед. Автор призывает нас посмотреть на природу изнутри.(Приложение1, слайд 5)

О чем заставляет нас задуматься поэт? (О природе, о ее красоте, о том, что мы не всегда внимательны к ней)

Слово учителя: Оказывается, об этом же говорит в своих очерках К.Г. Паустовский. Обратимся к первому очерку, который носит название “Обыкновенная земля”. О чем в нем рассказывает автор? (О Мещерском крае целиком, о том, что можно в нем увидеть и услышать).

Слово учителя:Послушайте, как начинается этот очерк. (Читает ученик.) (Приложение1, слайд 6).

  • Что прежде всего отмечает Паустовский, говоря о Мещерском крае? (В нем нет никаких особенных красот и богатств).
  • Несмотря на это, чем обладает Мещерский край?(Большой притягательной силой).

Проверка домашнего задания: Определить, от какого слова образовано прилагательное “притягательный”, его лексическое значение. Подобрать к нему синонимы. (Приложение, слайд 7)

"Притягательный" Ожегов, Шведова (с.601). ПРИТЯГА'ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно (книжн.). Привлекающий к себе, возбуждающий интерес. Притягательная сила искусства. Образовано от глагола притягивать. Синонимы привлекательный, заманчивый, прелестный. (Приложение1, слайд 8).

Слово учителя: Говоря о притягательной силе природы Мещеры, автор показывает, что она притягивает к себе, заманивает. (Приложение1, слайд 9,10).

В чем заключена притягательная сила Мещерского края?

Слово учителя: Еще раз обратимся к тексту, но теперь проанализируем его построение. Сколько в нем предложений? (Четыре). (Приложение1, слайд 11)

  • Первое – второе, третье – четвертое предложения объединены автором в пары. Они имеют одинаковую структуру. Сравните содержание первого и третьего предложения с содержанием второго четвертого. В каком соотношении они находятся? (Они противопоставлены.)
  • Обратите внимание на то, с чего начинаются второе и четвертое предложение. (С союза но). То есть они имеют одинаковое начало. Имеем дело с лексической анафорой.

Слово учителя: Анафора – повторение слов или группы слов в начале строк.

  • Какую стилистическую фигуру использует автор и чего достигает с ее помощью? (Антитеза. Подчеркивает необычность русской природы.)
  • С чем сравнивает автор природу Мещеры? (С картинами Левитана).
  • Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)
  • Какие два вопроса задает Паустовский в этом очерке? (Что можно увидеть в Мещерском крае? Что можно услышать в Мещерском крае?)
  • Кому он задает эти вопросы? (Себе. Это риторический вопрос, его задают тогда, когда не ожидают получить ответ.)
  • Как он ответил на эти вопросы? (Приложение1, слайд 12,13). (В Мещерском крае можно увидеть луга, сосновые боры, озера, стога, болота, ольху и осину, избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды. В Мещерском крае можно услышать гул сосновых лесов, крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей, плач гармоники, пение петухов, колотушку деревенского сторожа.)
  • Слова, какой части речи, помогают ему ответить на них? (Имена существительные).
  • Почему именно имена существительные использует автор? (Имя существительное – очень важная часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас предметы и явления. В этом очерке автор ставит цель показать все многообразие природы Мещерского края. Существительные называют предметы и придают описанию точность. Если бы автор хотел показать красоту природы, то он использовал бы имена прилагательные, а если движение - то глаголы).

Слово учителя: Ученые установили, что существительные составляют примерно 40% всех слов в русском языке, то есть почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.)

  • Ребята, вспомните, пожалуйста, с картинами какого русского художника сравнивает Паустовский Мещерский край. Почему? (Приложение1, слайд 14). (Исаак Левитан.)

Индивидуальное сообщение учащегося. Исаак Ильич Левитан – известный русский художник - пейзажист. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен, пастелей и рисунков.

Паустовский перед созданием книги “Мещерская сторона” был занят работой над очерком о Левитане и поэтому пристально и вдумчиво рассматривал его картины. Они стали ему очень близки, потому что Левитан изображал на них природу средней полосы России. Краски на его картинах были неяркими, неброскими, но передавали всю прелесть русской природы.

“Картины Левитана, - пишет Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они скромны и точны, но чем дольше смотришь на них, тем милее тишина знакомых рек и поселков”.)

Слово учителя: Посмотрите на эти картины, как удивительно знакомо все, что на них изображено. Попробуем более внимательно всмотреться в них, и мы увидим, какое глубокое содержание скрывается под этой внешней красотой.

Вот “Березовая роща”, одна из лучших картин Левитана. Простые скромные березки в солнечный день. Как выразительно передал художник свет солнца, свежесть и аромат природы. Все пронизано лучами солнца. Блики переливаются на свежей зелени травы. Художник словно зовет нас в глубину рощи, и мы начинаем ощущать запах свежей зелени, прогретый солнцем воздух. (Приложение 1, слайд 15).

  • Вспомните, как называют в живописи и литературе картины природы? (Пейзаж). (Приложение 1, слайд 16)
  • Каково главное оружие художника при создании картины? А у писателя? (У художника - краски, у писателя – слово).

Слово учителя: В очерке “Леса” К.Г. Паустовский проявляет себя прежде всего как писатель – художник. Вот он идет неспешно по лесной тропинке и … и слышит “осторожное перепархивание птиц, не просто видит маслюки, а замечает, что они липкие и облепленные хвоей, что трава жесткая, белые грибы холодные, и землянику, и лиловые колокольчики на полянах, и дрожь осиновых листьев. Он не просто видит окружающие его предметы, а подмечает детали. (Приложение 1, слайд 17). Особенно выразительными получились у него картины заката, ночи и рассвета. Сейчас мы прослушаем их еще раз.

Учащиеся читают отрывки, заученные наизусть от слов “Закат тяжело пылает на кронах деревьев…” до “Мы наваливаем в костер горы сучьев…” На экране картины заката, ночи, рассвета. (Приложение 1, слайд 18)

Давайте на минуту закроем глаза и попробуем представить себе эти картины. Что же вы увидели? Последуйте примеру автора, опирайтесь в тексте на имена существительные.(Лето. Берег озера. Ночь. Тишина кругом. Тихо плещется вода. Трещит костер. Пламя освещает стволы ближайших деревьев… и т.д.) Спросить 2 учащихся

  • Какое впечатление об окружающей автора природе создалось у вас, когда вы слушали это описание? (У меня создалось впечатление, что природа живая, потому что она движется, полна красок, звуков.)

Проверка домашнего задания: Какие звуки краски и движение вы увидели в описании заката, ночи и рассвета. (Приложение 1, слайд 19-21)

Слово учителя: Посмотрите, ребята, какое разнообразие красок и оттенков, с помощью которых Паустовский создает зримую картину лучшего времени суток. Темные краски сменяются бледно-голубыми, светло-зелеными, белыми – “голубым хрусталем” загорается Венера, “зеленеет” небо и, наконец, “поднимается огромное белое солнце”.

  • Какая часть речи помогает автору создать такую разнообразную цветовую гамму? (Имя прилагательное).
  • В создании какого художественного средства чаще всего участвует имя прилагательное? (Эпитет).
  • Все ли прилагательные являются эпитетами ?
  • Что такое эпитет?  (Эпитет – это художественное определение предмета или явления, помогающее нарисовать это явление и передать отношение автора к нему).(Приложение 1, слайд 22).
  • Есть ли эпитеты в этом отрывке? Назовите их.
  • Делает ли отсутствие эпитетов текст менее красочным? (Нет. Здесь много прилагательных. Они придают тексту точность и меткость, образность и яркость, передают настроение писателя)

Слово учителя: Академик Виноградов говорил, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. (Приложение 1, слайд 23)

  • Мы отметили, что природа у Паустовского живая. Какой художественный прием есть в арсенале у писателя для того, чтобы создать живую картину? (Олицетворение).
  • Что такое олицетворение? Приведите примеры. (Бормочут журавли, котелок сердится и бормочет, заглядывают в лицо мыши, мы боимся спугнуть рассвет, ночь смотрит…) (Приложение 1, слайд 24).

Слово учителя: Есть еще одна особенность у произведений Паустовского. Музыкальность. Вслушайтесь.

Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

  • Какой художественный прием делает текст таким музыкальным? (В этом отрывке нарушен порядок слов. Сказуемое и подлежащее поменялись местами. Это инверсия. Одновременно с инверсией автор использует повтор. Он помогает читателю почувствовать тишину, природу, погруженную в сон.) (Приложение 1, слайд 25).
  • Какое еще средство художественной изобразительности использует автор в этом отрывке? (Сравнение. Совы, как комья белого пуха, озеро, как черное зеркало, Венера загорается голубым хрусталем, иней, как соль, вода, будто смола и т.д.)

Слово учителя: Мы прошли вместе с Паустовским лесными тропами до Черного озера, ночевали на его берегу, встретили рассвет. Что же представляет собой знаменитое Черное озеро. Вот так выглядит оно сейчас. (Приложение 1, слайд 26). А вот таким оно представлено в ваших рисунках. (Рисунки на доске). А вот так описал его Паустовский.

(Ученик выразительно читает описание озера).

  • Какие два цвета противопоставляет автор в этом описании? (Черный и белый)
  • Как называются слова с противоположным лексическим значением? (Антонимы)

Слово учителя: Антонимы создают контраст, который делает картину более яркой. Черная вода, белые лилии, желтые и красные листья осин и берез.

  • Чем, кроме черной воды знаменито Черное озеро? (Рыбой)
  • С какой рыбой знакомит нас автор? (С щукой) (Приложение 1, слайд 27)
  • Какая была щука? (Громадная, горбатая, черная, с острым, как кухонный нож, спинным плавником, гигантская.) (Приложение 1, слайд 28)
  • Найдите синонимы. (Громадная, гигантская)
  • Какова их роль? (Нарастание признака. Градация.)

Слово учителя: Наше путешествие подошло к концу. Мы вместе с автором всматривались и вслушивались в окружающую нас природу. Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне? Мы увидели красоту русской природы. Она живет: движется, она полна звуков и запахов. Мы увидели, что в обычных неброских картинах можно увидеть красоту и прелесть, для этого нужно быть внимательным и наблюдательным. Мы увидели, что автор любит родную природу.)

“Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране”,- говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.

“Я люблю Мещерский край, пишет Паустовский,- за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю”.

(Приложение 1, слайд 29)

Домашнее задание: Зимой многие из вас стали участниками фотоконкурса “Поселок Воскресенское глазами детей”. На своих фотографиях вы сумели запечатлеть чудесные картины нашего Воскресенского края. Я предлагаю вам написать очерк “Воскресенский край”, подразделяя его на главы: “Леса”; “Луга”; “Реки”; “Пруды”;” Овраги”. (Приложение 1, слайд 30,31).