Педагогика переживания (из опыта работы с родителями). "Интеграция умственно отсталых дошкольников в коллектив здоровых сверстников"

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. В том числе это относится и к умственной отсталости.

В связи с этим остро стоит проблема интеграции таких людей в общество и начинать надо с самого раннего возраста. Наш детский сад единственный в городе Рубцовске и Рубцовском районе, который посещают наряду с нормально-развивающимися детьми, дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Из 145 воспитанников нашего детского сада с нарушением интеллекта всего 21. Примерно у 30% воспитанников болезнь обусловлена генетически или асоциальным поведением родителей: а означает это одно - патологий настолько много, что от этой трагедии застрахованных нет. Семьям таких детей государство оказывает лишь материальную поддержку, в то время как моральный аспект проблемы долгое время оставался без внимания. Но сейчас отношение к «особенным» детям в обществе постепенно меняется. В нашем детском саду мы решили помочь процессу адаптации детей с ограниченными возможностями в современном мире. В связи с этим уже не первый год наш ДОУ ведет систематическую работу по интеграции детей с нарушением интеллекта в коллектив здоровых сверстников. Параллельно ведется работа с родителями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта. Им оказывается помощь в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей имеющих какие-либо отклонения в развитии.

В процессе этой работы были выявлены наиболее успешные методические приемы и способы привлечения детей к взаимодействию друг с другом. А также организовано взаимодействие между родителями, воспитывающими здоровых и умственно отсталых детей, активное вовлечение их в жизнь детского сада. В результате эксперимента стало ясно, что самой результативной оказалась совместная работа детей в процессе театрализованной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями с удовольствием окунулись в мир искусства, исполняли ведущие роли в сказках, учились бесконфликтному сотрудничеству. Разработанная схема взаимодействия через специально организованные занятия, игры, прогулки, совместное участие в кружках по интересам: вокально-драматическом, театральном, физкультурно-оздоровительном принесли положительные результаты и достижения, которые даже для нас оказались неожиданными. Дети театрального кружка (руководитель Быкова Е.Н.) дважды занимали 1-е места в городских смотрах- конкурсах детских театральных коллективов.

В настоящее время, благодаря проделанной работе, в ДОУ созданы необходимые условия для оздоровления социально- эмоциональной сферы ребенка. Дети быстро и безболезненно привыкают к условиям детского сада, у них повысилась самооценка, они стали более милосердными, научились сочувствовать беде другого человека, принимать его как равного, помогать не унижая.

Наша работа не ограничивается стенами ДОУ, мы активно сотрудничаем с организациями социально-культурного назначения: музеями, театрами, библиотекой семейного чтения «Лад» и другими организациями социальной защиты населения и центром диагностики и коррекции. Важно отметить, что дети, занимающиеся в кружках по интересам в детском саду, продолжают развивать свои творческие способности. Будучи школьниками, продолжают заниматься танцами, вокальным пением, обучаются в художественной школе и добиваются значительных успехов, занимают призовые места в различных конкурсах. Немаловажное значение имеет работа с родителями, многие из них, видя заботливые, искрящиеся глаза педагогов становятся союзниками и помощниками во всех начинаниях.

Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику, т.к. не все родители, имеющие здоровых детей, относятся с пониманием к проблемам семьи с аномальным ребенком. Наряду с этим существует контингент родителей, ведущих асоциальный образ жизни, в работе с которыми мы также испытываем определенные трудности. Родители из «проблемных» семей не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с детским садом, они озабочены желанием «избавиться» от «трудного» ребенка, что наносит неизлечимую рану ребенку. С такими родителями намечается индивидуальная работа.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: Повышение уровня родительской компетентности в области знаний психологического развития ребенка.

Актуализация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка.

Задачи:

  • Выявление семей, требующих социальной помощи и предоставление им информации о соответствующих службах.
  • Обеспечение детей с ограниченными возможностями и их семей всем комплексом необходимых услуг.
  • Формирование у родителей умственно отсталых детей проявления осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления, умения понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки в воспитании.
  • Оказание консультативной и материальной помощи «трудным» семьям.
  • Помочь родителям отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка не как больного, а как особого, отличающегося от нас человека.
  • Постепенное формирование у родителей понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому необходимо воспитать его максимально адаптированным к жизни в обществе.
  • Формирование у родителей адекватного представления об общественных процессах и месте особых детей в структуре общества.

Формы организации работы с родителями в детском саду:

  • Консультативно-рекомендательная
  • Информационно-просветительская
  • Практические занятия для родителей
  • Организация круглых столов, родительских конференций, семинаров, клубов, детских утренников и праздников
  • Индивидуальные занятия с родителями их ребенком
  • Подгрупповые занятия
  • Проведение ярмарок, благотворительных марафонов. На уровне города приглашение на городские благотворительные мероприятия.
  • Совместная работа ДОУ и органов социальной защиты населения по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: администрация ходатайствует об оказании материальной и моральной поддержке семьям, о предоставлении им услуг психолога-консультанта.
  • Общие групповые родительские собрания
  • Педагогические консультации, беседы
  • Совместные проведения занятий, досугов
  • Клубы по интересам
  • Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление игр, атрибутов, костюмов, организация видеосъемок
  • Дни открытых дверей
  • Заполнение социальных паспортов.

Условия работы с родителями:

  • Установление взаимоотношений доверия, взаимопонимания и принятия между педагогами и родителями.
  • Целенаправленность, систематичность, плановость,
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи,

Методы:

  • анкетирование
  • наблюдение за ребенком
  • посещение семьи ребенка
  • беседы с детьми
  • беседы с родителями.

Направления работы с родителями:

  • Психотерапевтическое (индивидуальная и групповая работа).
  • Просветительская работа.

Содержание работы:

  1. Психотерапевтическое направление:
    • Индивидуальные и групповые консультации / Педагог-психолог/
    • Групповые практические семинары (занятия)
    • Знакомство с родителями (как они характеризуют своего ребенка, членов своей семьи), используя различные психологические игры, тесты, тренинги.
  2. Исследование проблематики семьи с помощью психологических игр, проектных графических методов: «Карта моей жизни», «Чтобы я хотел выбросить из моей жизни», «Самые счастливые события».
  3. Тренинг ситуаций (разбор, обсуждение, проигрывание конкретных ситуаций из жизни слушателей, совместный поиск выхода из сложных ситуаций) - сеанс релаксаций.
  4. Просветительское направление: Помочь родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками.

Залогом работы с родителями по социальной адаптации является ее систематичность, планомерность, согласованность в деятельности специалистов, родителей.