Урок физики в 9-м классе по теме "Ядерный реактор"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • дать понятие ядерному реактору и принципу его действия;
  • проанализировать механизм превращения энергии;
  • формировать бережное отношение к природным богатствам Земли.

Оборудование: таблица «Классификация реакторов»

Ход урока

1. Орг. Момент- 2 мин.

Дети  повторяют домашнее задание.

2. Письменный опрос – тест -5 минут

1) Что такое ά-частица?

А. ядро гелия

Б. электрон

В. протон

Г. нейтрон

2) Куда смещается химический элемент при β – распаде?

А. на 2 клетки в начало таблицы Менделеева

Б. на 2 клетки в конец таблицы Менделеева

В. на 1 клетку в конец таблицы Менделеева

Г. остается в том же положении

3) Какие частицы участвуют в делении ядер урана?

А. протоны

Б. нейтроны

В. электроны

Г. ядра гелия

4) Какое происхождение имеет выделяющаяся энергия?

А. электростатическое (отталкивание протонов)

Б. ядерное

В. гравитационное

Г. магнитное

5) Какая масса урана является критической?

А. наибольшая, при которой возможно протекание цепной реакции

Б. любая масса

В. наименьшая, при которой возможно протекание цепной реакции

Г. масса, при которой реакция прекратится

6) Какие физики открыли деление ядер урана?

А. немецкие

Б. русские

В. американские

Г. английские

Код для проверки: 1) А.  2) В. 3) Б. 4) А. 5) В. 6) А.

3. Изучение новой темы

Мини лекция- 5 минут

Составление таблицы о ядерном реакторе – 17 минут

Что?

Зачем?

Уран - 235

Источник энергии, ядерное топливо

вода

Замедляет нейтроны,

теплоноситель

отражатель

Отражает нейтроны, ά,β,γ - частицы

бетон

Защищает от радиации

стержни

Регулируют скорость реакции

теплообменник

Соединяет 2 контура с водой

насосы

Обеспечивают циркуляцию воды

змеевик

Вода превращается в пар

турбина

Превращает энергию пара в энергию вращения

генератор

Превращает механическую энергию в электрическую

конденсатор

Пар превращается в воду

ЭВМ

Обеспечивает управление

Таблица заполняется совместно с детьми. Если учащиеся затрудняются, им можно воспользоваться материалами учебника (§ 68).

Анализ таблицы «Классификация реакторов» - 3 минуты

  • По назначению (экспериментальные, исследовательские, изотопные, энергетические)
  • По виду топлива (естественный уран, слабо обогащенный уран, плутоний)
  • По виду теплоносителя (вода, газ, металлы)
  • По роду замедлителя (вода, углерод, бериллий, без замедлителя)
  • Реакторы-размножители

Мини-опрос ( Что такое ядерный реактор?  Какие превращения энергии и где происходят? ) -3 минуты

4. Практическая часть – 7 минут

Расчет энергии связи и дефекта масс у веществ – продуктов деления урана:

  • Нептуний – 239
  • Плутоний – 239

5.Подведение итогов урока – 3 минуты

6. Домашнее задание

§ 68