Организационно-деятельностная игра по физике в 9-м классе по теме "Искусственные спутники Земли"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • дать понятие искусственного спутника Земли и  первой космической скорости;
  • формировать умения применять знания для объяснения явлений окружающего мира, отстаивать свою точку зрения, работать в группе;
  • развивать навыки самооценки и взаимооценки.

Оборудование: раздаточный материал (названия команд: «Астрономы», «Метеорологи», «Связисты», «Геодезисты»; карточки с текстами  и оценочные листы из приложения); килограммовая гиря, динамометр.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Учитель дает понятия искусственного спутника Земли и первой космической скорости (можно использовать фрагмент видеофильма).

2. Экспресс-опрос по терминам: траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение, сила тяжести, вес, невесомость, масса

Каждый отвечающий приносит своей группе 1 балл. Это фиксируется командой в оценочном листе.

3. Представление групп

Ученики выбирают путем жеребьевки название своей группы, и в соответствии с ним из общего списка спутников выбирают свой спутник. В случае затруднения они могут воспользоваться подсказкой из приложения. Один из представителей группы озвучивает выбор спутника и поясняет его. Правильный выбор приносит команде 1 балл и пояснение 1 балл. Итоги фиксируются командой в оценочном листе.

4. Выстраивание цепочек из формул

Группе дается формула, которая станет началом цепочки. Цепочка строится по принципу: конец формулы – это начало следующей формулы. Работа проводится в течение 5 минут. После подсчитывается количество правильных формул, каждая из которых приносит команде 1 балл. Баллы фиксируются в оценочном листе.

5. Решение качественных задач

Примеры задач прилагаются. На решение дается 5 минут. Баллы проставлены в задачах. Результаты фиксируются в оценочном листе.

6. Решение количественных задач на расчет первой космической скорости

Примеры задач прилагаются. На решение дается 20 минут. Баллы проставлены в задачах. Ответы можно получить после решения задачи. Результаты фиксируются в оценочном листе.

7. Подведение итогов урока, рефлексия

Ребята подсчитывают заработанные баллы. Определяются победители. В оценочных листах каждому участнику выставляется оценка с учетом его вклада в общее дело. Оценочные листы сдаются учителю. Осуждается, что удалось и над чем нужно поработать дома. Дома детям предлагается проработать параграф учебника и придумать свою задачу по этой теме.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подсказки

Астрономия - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом.

Геодезия – наука об определении фигуры, размеров и гравитационного поля Земли, измерении объектов местности для создания карт и планов.

Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах.

Связь – передача и прием информации с помощью различных технических средств.

Список спутников

Спутник «Радуга» несет рабочую вахту для непрерывной трансляции телевизионных программ, обеспечивает общение между наземными пунктами, расположенными на больших расстояниях друг от друга.

Спутник «Метеор» регулярно передает на наземные станции изображения облачного, снегового и ледового покровов Земли, своевременно предупреждает о надвигающихся ураганах и штормах.

Спутник «Протон» исследует околоземное пространство, фиксирует небесные тела, с его помощью был обнаружен солнечный ветер и  загадочные гамма - всплески, происхождение которых до сих пор не объяснено.

Спутник «Космос» определяет районы, перспективные на поиск полезных ископаемых; контролирует загрязнения природной среды (атмосферы, водоемов).

Формулы

F = m·α

S = t·v

F = mg

F = - k x

Качественные задачи

Можно ли запустить спутник так, чтобы он все время находился над одним и тем же пунктом Земли? – 2 балла

Будет ли гореть спичка, зажженная внутри космического корабля, движущегося по орбите вокруг Земли? – 2 балла

Как направлено ускорение искусственного спутника Земли? - 1 балл

Можно ли с помощью килограммовой гири и динамометра определить ускорение свободного падения на вновь обнаруженной планете? Как? - 3 балла.

Количественные задачи

Каков период обращения спутника Земли на высоте 300 км? – 5 баллов

Вычислите частоту его обращения. – 5 баллов

Чему равна первая  космическая скорость на этой высоте? – 5 баллов

Оценочный лист может быть произвольным по усмотрению учителя.