Методическая разработка урока чтения в 3-м классе. Тема: "Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить детей делать добро на примерах произведений Л.Н. Толстого;
  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти, прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст;
  • пробуждать чувства любви и доброты к животным.

Оборудование:

  • выставка книг “ Л.Н. Толстой – детям”;
  • учебник “Родная речь”;
  • подборка слайдов по теме урока.

Подготовительная работа:

Дети делятся на группы, каждая группа получает задание подготовить

  1. выставку детских книг Л.Толстого, с краткой аннотацией к каждой книге;
  2. отрывки разных жанров из произведений Л.Толстого;
  3. краткие эпизоды из жизни писателя по произведению “Детство (из воспоминаний)”;
  4. выразительное чтение рассказа “ Лев и собачка”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Когда мы с вами встречаемся; встречаемся, друг с другом, – какие добрые слова мы говорим? (добрый день, доброе утро)

- Закройте глаза…Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек. Красив человек своей мудростью.

- Откройте глаза. Садитесь.

2. Речевая разминка.

Слайд:

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

ТУ-ТУ-ТУ, ЛЮБИМ МЫ КРАСОТУ.

ТЫ-ТЫ-ТЫ, ПЛОХО ВСЕМ БЕЗ КРАСОТЫ.

ТА-ТА-ТА, БУДЕТ ВЕЧНО КРАСОТА.

  • Хоровое чтение в умеренном темпе.
  • Прочитать медленно, затем с ускорением.
  • Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
  • Прочитать выразительно.

2. Актуализация знаний учащихся:

- Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (ответы детей; слова появляются на экране (слайд))

КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

- Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели: мудрейшие высказывания. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. (слайд)

ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

- Как мы понимаем эти слова? (ответы детей: доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира)

- Обратите внимание, кто автор этих слов.
- Здесь у нас есть выставка книг, которую подготовил Старостин А. Расскажи нам о книгах, которые представлены.

3. Работа над темой урока:

- Наш урок сегодня будет продолжением изучения творчества Л.Н.Толстого. Вы сегодня будете не просто учениками, каждый из вас станет мыслителем, исследователем, критиком. На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя и отрывком из его произведения “Детство”, также получили задание. Сейчас мы начнем работу с исследовательской работы, которую готовили ребята 1 группы. Они расскажут нам, что нового узнали о жизни Л.Н.Толстого.

2 – 4 человека из группы кратко пересказывают понравившиеся неизвестные отрывки из произведений: “Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)”, В. Морозов “Яснополянская школа”, С.Толстой “ Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня учил (воспоминания внука)”.

- Мы поговорили о жизни писателя, вспомним теперь о его произведениях. Наумов Н. подготовил отрывки из произведений Л.Н. Толстого, давайте скажем, как называются эти произведения и к какому жанру они относятся.

1. …Днем смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.… И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор еще крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.

Сказка “Два брата”.

2. … Волк сказал: “ Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху играете и прыгаете.

Белка ответила: “Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя”. Волк пустил, а белка ушла…

Басня.

3. … Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан это увидал, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет…

Рассказ “Прыжок”.

- Верно. Это сказки, которые ненавязчиво нас поучают. Рассказы – это и новые знания, и знакомства с чужим жизненным опытом. Его произведения нас учат, радуют, удивляют своим языком, нравственностью, учат добру и справедливости.

- Назовите произведения, которые вам известны? “Филиппок”, “Муравей”, “Косточка” и т.д.
- Из всего сказанного давайте сделаем вывод: кем был Л.Н.Толстой? (Великий русский писатель, классик, учитель)

4. Физкультминутка.

- Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она “Метелица”.

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро она все дорожки заметет,
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро она все дорожки заметет.
Дети встают и начинают медленно размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют.
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей,
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают и пристегивают.
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим.
Дети вприпрыжку бегают все скорее и скорее.

Внезапно останавливаются, идут медленно – приехали в лес.

Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
Руками показывают, как происходит рубка деревьев.
А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
Все устали.

5. Работа с текстом:

1. Чтение текста “Лев и собачка” с. 161 (читают подготовленные дети)
2. Беседа по прочитанному:

- Каково ваше впечатление от рассказа?

- Какие чувства и мысли вызывало чтение? ( Очень жалко льва и собачку. Лев умер от тоски, ведь он полюбил собачку. Он добрый - делил свое мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением )

- Прочитайте, как начинается рассказ?
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Что люди безжалостны)
- Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее.
- Почему он ее не растерзал, а заинтересовался ею? Что его удивило?
- Как автор относится к собачке? (Он ее любит)
- Какими словами он пишет о ней? (Добрыми, ласковыми)
- Какова же собачка? (Она добрая, этим и понравилась льву)
- Как лев относится к собачке? (Ласково, он с ней подружился)
- Что произошло дальше?
- Найдите слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер)
- Какие общечеловеческие ценности открылись в этом рассказе? (Доброта, красота, любовь)

6. Итог урока.

- Чему же нас учат произведения великого писателя? (Быть добрыми, отзывчивыми, дружными, воспитанными…)

- Встаньте. Закройте глаза… Давайте подумаем, что произошло сегодня с нами, действительно ли мы хотим стать добрее, спросите сами себя: что я буду делать для этого? Скажите сами себе…

- Откройте глаза. Запомните слова Л.Н. Толстого (слайд)

ДЕЛАЙТЕ ДОБРО ТАЙНО, И ЖАЛЕЙ, КОГДА ПРО НЕГО УЗНАЮТ, И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ТВОРИТЬ ДОБРО. СОЗДАНИЕ ДОБРОЙ ЖИЗНИ БЕЗ ОДОБРЕНИЯ ЗА НЕЕ ЛЮДЕЙ, ЕСТЬ ЛУЧШАЯ НАГРАДА ДОБРОЙ ЖИЗНИ.

Л.Н.ТОЛСТОЙ

- Всегда помните о том, кто тебе сделал добро, будьте благородными, чуткими и отзывчивыми.

7. Домашнее задание.

- Сегодня на уроке вы были мыслителями, исследователями, критиками, а дома я предлагаю вам стать писателями. Каждый из вас будет соавтором одной книги о доброте, которую мы создадим в классе. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий: (слайд)

  • Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”.
  • Выписать пословицы и поговорки о доброте.
  • Выписать стихотворения о доброте.
  • Выписать высказывания великих людей о доброте.
  • Придумать свои произведения на эту тему.

Работу можно украсить рисунками.