Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Программа факультативного курса для 7—9-х классов. Тема: "Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний"

Разделы: Преподавание русского языка


Обоснование целесообразности факультативного курса “Комплексный анализ текста”.

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Факультативный курс для 7 – 9 классов “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является частью предпрофильной подготовки.

Направленность образовательной программы.

Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.

Программа факультативного курса “Комплексный анализ текста” предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником. Программа рассчитана на детей 13 -15 лет.

Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2008).

Программа является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме.

Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

Цели программы:

  • Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
  • Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
  • Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.

Особенности программы.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Русский язык. Комплексный анализ текста. 7 – 9 классы” Малюшкина А.Б., “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам” Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Программа имеет практическую направленность.

Предложенная система занятий рассчитана на 104 часа: по 1 часу в неделю в течение 3-х лет обучения: 7кл. – 34 часа, 8кл. – 34 часа, 9кл. – 34 часа. Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в мае.

Формы и режим занятий.

Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.

Учебный план.

Разделы программы Количество часов
7 класс 8 класс 9 класс
1. Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности 1 1 1
2. Сведения по орфографии, фонетике, морфологии, пунктуации, стилистике 12 10 8
3. Практические занятия 15 17 19
4. Срезы знаний 2 2 2
  Индивидуальные консультации 4 4 4
  Всего часов 34 34 34

Первый год обучения (7 класс).

Учебно-тематический план.

Тема К-во часов Теор. Практ. Срезы Индив.
1. Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание 3 1 1   1 т/б
2. Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. 3 1 2    
3. Фразеологизмы 3 1 1   1
4. Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. 3 1 1   1
5. Текст. 6 2 2 1 1
6. Формы словесного выражения 4 2 2    
7. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. 2 1 1    
8. Литературное эпическое произведение 3 1 2    
9. Литературное лирическое произведение 2 1 1    
10. Употребление языковых средств 5 1 2 1 1
Всего 34 12 15 2 4/1

Содержание курса.

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов.

Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные синонимы. Антонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные антонимы. Неологизмы, архаизмы, их роль в художественном произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Работа с толковыми словарями.

Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем Эпические, лирические и драматические произведения.

Литературное лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Употребление языковых средств. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых с