Урок литературы в 5-м классе по теме "Картины русской зимы в поэзии XIX века"

Разделы: Литература


Цели: 

  • познакомить учащихся 5- го класса с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова;
  • провести анализ поэтического текста с целью выявления характерных средств выразительности, используемых авторами;
  • развивать у учащихся навыки выразительного чтения;
  • создать авторский синквейн о зиме;
  • прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • запись фрагментов музыки П. И.Чайковского «Времена года»;
  • мультимедийные слайды (Приложение 1);
  • рисунки учащихся на тему зимы;

Ход урока

1. Постановка мыслительной задачи

Учитель сообщает цели и задачи урока.

2. Вступительное слово учителя

(Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Времена года» (Декабрь))

- Кто из вас узнал эту музыку?

- Да, это декабрь. И у нас за окном тоже декабрь. Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому- то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.

Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства. И сегодня мы познакомимся со стихами поэтов XIX века о зиме, узнаем, как они воспринимали это время года.

А в конце урока постараемся создать свое произведение о зиме- синквейн.

- А что это такое?

3. Дается определение синквейна (Слайд № 1)

4. Чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова. (По ходу чтения демонстрируются слайды с портретами поэтов  № 1, № 2, № 3).

5. Анализ стихов

 - Какой мы увидели зиму в стихотворении… ?

 - Благодаря чему мы увидели зимнее время года именно таким?

 - Что вы можете сказать о лирическом герое этого поэтического текста?

 - Какова композиция этого стихотворения?

 6. Работа с алгоритмом анализа стихотворения.

- А теперь с помощью алгоритма попробуйте рассказать о художественных особенностях понравившегося вам поэтического текста. (Приложение 2).

7. Работа над понятием из теории  литературы (10 мин.)

Дается понятие «инверсии».

Учащиеся читают словарную статью в конце учебника.

Находят примеры инверсии в текстах стихотворений.

8. Работа с иллюстрациями Л.Каменева «Зимняя дорога», Б.Кустодиева «Масленица», А.Прокофьева «Зимний вечер». (Слайды № 4, № 5, № 6).

- Что изображено на картине?

 - Какую картину зимы нарисовал художник?

 - Какое настроение царит в картине?

 - Какими средствами передается настроение?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на полотно?

9. Выступления учащихся, где они рассказывают о своих работах , иллюстрирующих картины зимы.

- Ребята. И среди нас есть юные художники. Правда, они еще совсем юные, начинающие.

И сейчас они  расскажут о своих работах.

(Выступления учащихся).

10. Создание авторского синквейна о зиме

- Вы послушали стихи поэтов  19 века о зиме, познакомились с репродукциями картин известных художников, рассказали о художественных особенностях стихотворений.

И теперь. я думаю, все это поможет вам создать свое собственное произведение о зиме – синквейн.

Попробуйте отразить в нем все то, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке.

Воспользуйтесь рекомендациями, которые приготовили вам ребята из 10- го класса, которые тоже писали такой синквейн.

Рекомендации к написанию сиквейна

1. Подберите ключевое слово, которое будет отражать главную мысль вашего произведения.

2. постарайтесь сделать свое произведение живописным, подберите не просто прилагательные во 2- ой строке, которые придадут тексту выразительность и красочность.

3. Придайте синквейну музыкальность. Для этого выдерживайте плавный, медленный ритм при подборе строчки с глаголами, характеризующими состояние явления или лица.

4. В последней строчке постарайтесь больше сказать о чувствах и своих эмоциях, вызванных тем явлением или лицом, о котором вы рассказали.

11. Чтение синквейнов учащимися. Обсуждение

12. Подведение итогов урока

13. Домашнее задание.

Используя алгоритм анализа стихотворения, сделать письменный анализ понравившегося поэтического текста.