Роль элективных курсов в развитии личности детей

Разделы: Физика


В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:

  • Базовые общеобразовательные курсы;
  • Профильные общеобразовательные курсы;
  • Элективные курсы
  • Учебная практика.

Новый элемент учебного плана – элективные курсы. В зависимости от состава “комплекта” этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.

Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении “комплекта” и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа учебного плана.

Выбор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную “траекторию” для каждого школьника.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:

  • Дополнять содержание одного из базовых курсов;
  • Удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию – стать “полигоном” для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции учебника.

В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в IX классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель – самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах.

В течение учебного года ученик может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие).

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам (в частности, по физике), входящим в базисный учебный план школы.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: “Основы космонавтики”, “Физика космоса”, “Элементы астрофизики”, “Естествознание”, “Элементы биофизики”, “Биохимическая физика” и др.

Межпредметные курсы типа “Естествознание” могут проводиться в основной школе как оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:

  • быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
  • быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: “Эволюция естественнонаучной картины мира”.

Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:

  1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение физики, имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики. Выбор такого элективного курса позволит изучить физику на углубленном уровне.

  2. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса физики. Примерами таких курсов могут быть: “Механика”, “Строение и свойства вещества”, “Термодинамика”, “Волновая оптика”, “Специальная теория относительности” и др. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем при выборе курса повышенного уровня.

  3. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу курса физики. Примерами таких курсов могут быть: “Гидро- и аэродинамика”, “Уравнения Максвелла”, “Физика плазмы” и др.

  4. Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: “Физика и компьютер”, “Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства”, “Курс прикладной физики на материале автоматики”, “Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства” и др.

  5. Элективные курсы изучения физических методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: “Изменения физических величин”, “Фундаментальные эксперименты в физической науке”, “Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование”, “Методы физико-технических исследований”, “Как делаются открытия в физике”, “Физико-техническое моделирование” и др.

  6. Элективные курсы по истории физики и астрономии.

  7. Элективные курсы по решению физических задач, в том числе составлению и решению задач на основе физического эксперимента.

К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.

При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Таким образом, современная школа не должна отказываться от цели приобретения учениками знаний, умений, навыков “ЗУНов), но должна считать приоритетным направлением деятельности – развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться.

Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений (например, с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и т.д.)

В учебниках для элективных курсов весьма желательно использовать ссылки на внешкольные источники информации (включая компьютерные сети) и на образовательный опыт, приобретенный вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов в развитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение.

Полезно также опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий в СССР. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все из них стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей.

При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Элективные курсы (ЭК) – третья составляющая часть учебного плана профильного класса наряду с базовыми и профильными общеобразовательными предметами.

Элективные учебные предметы выполняют широкий спектр функций и задач:

  1. обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела (например, электив по русскому языку “Деловое общение в социально-гуманитарном профиле);

  2. служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);

  3. обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);

  4. служат формированию умений и способов деятельности для решения практических значимых задач;

  5. обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

  6. служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

  7. способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);

  8. способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Деловой английский язык”, “Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Элективные курсы в отличие от спецкурсов и факультативных курсов, существующих ныне в школе, являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны прежде всего удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективы, по существу, служат важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Особо следует отметить такие важнейшие задачи элективных курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.

Сложность и многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы их программно-методического обеспечения на строго выверенной концептуальной основе. Ее разработка должна осуществляться в логике личностно ориентированной парадигмы, которая рассматривает ученика как активного субъекта, наделенного способностью к самоорганизации, к непрерывному личностному саморазвитии.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Доминирующими технологиями и видами деятельности в процессе реализации элективов являются учебные практики, проектная и исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две группы.

Элективные курсы, как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования, потребуют новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах создаются собственные варианты элективных курсов. В этой связи можно рекомендовать создание банка данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение являются частью региональных программ перехода к профильному обучению.

Успешное построение индивидуальной образовательной траектории предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимися выбора, коррекцию траектории. Поэтому профиль не должен превратиться в тупиковую изолированную ветвь, с которой невозможно свернуть. В определяющих документах выдвигается требование гибкость профиля. Это, в частности, означает, что первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени. Следовательно, должны быть специально предусмотрены механизмы: во-первых, регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора; во-вторых, коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения.

Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося при разработке образовательной программы надбазовую часть профильного предмета рекомендуется планировать в виде полугодовых завершенных модулей-спецкурсов. Раз в полугодие следует не только предоставлять право в случае необходимости изменить выбор спецкурсов, обеспечивающих вариативный компонент учебного плана, но ставить всех учащихся в ситуацию конкретизации собственной образовательной траектории на следующий семестр. Необходимо специально предусмотреть механизмы коррекции уровня освоения тех предметов, которые меняют статус с непрофильных на профильные. Причем наличие модульной системы значительно снижает необходимость коррекции.

Учебно-методический комплект по элективному курсу включает: его образовательную программу; учебные, методические пособия (литература для учителя, литература для ученика, дополнительная литература, электронные издания, Интернет-ресурсы); тексты информационных материалов для лекций, семинаров, самостоятельной работы учеников; каталог заданий для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению; индивидуальные и дифференцированные задания, в том числе задания в тестовой форме; программы учебных практик и методические рекомендации по их проведению; тематики исследовательских работ и проектов; программы выполнения проектной и исследовательской деятельности, методические рекомендации по ее организации; образцы проектных и исследовательских работ.

Разработка элективных курсов не является непосредственной задачей учителя. В настоящее время они создаются широким кругом авторов. Однако этого недостаточно для всего многообразия потребностей образовательного процесса, так как учебные программы должны учитывать интересы школьников, возможности педагогического коллектива и материально-техническое оснащение учебного заведения. Другими словами, учителя сталкиваются с необходимостью обновления и самостоятельной разработки элективных курсов.

Остановимся на последнем рассмотрении основных этапов проектирования и конструирования элективного курса.

Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения, поставленных авторами. Поэтому изначально важно выбрать вид курса, который задает последующую логическую цепь его создания.

Перечислим основные виды элективных курсов.

В предпрофильном обучении:

  • Повышение уровня изучения конкретной учебной дисциплины для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне. Например, “Орфографические трудности русского языка”, “Решение квадратных уравнений”.
  • Ориентация на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, “Экология человека. Культура здоровья”, “Основы правовой грамотности”.

Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных образовательного учреждения (методического объединения), обновляя содержание по мере необходимости.

Каковы должны быть первые шаги? Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный – на учащихся 9 классов, профильный – на учащихся 10-11 классов.

При разработке предпрофильного курса прежде всего необходимо определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения учебного предмета и применение полученных знаний как на базовом, так и на профильном уровне. Так, в качестве примера назовем “Разговорный английский язык” и “Творчество английских писателей (на языке оригинала)” соответственно.

Создатели профильного курса ставят следующие цели. Во-первых, углубление или расширение рамок одного или нескольких профильных предметов. Например, курсы “Стереометрия. Решения задач повышенной сложности” или “Математическая статистика в экономике”.

Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в формате ЕГЭ. Например, курс “Серебряный век русской поэзии”.

В-третьих, приобретение практико-ориентированных знаний и умений как в границах учебного предмета, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях. Например, курс “Освоение нового программного обеспечения на уровне пользователя персональным компьютером”.

У каждого преподавателя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах, причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9 или 10-11 классов. Однако содержание ее необходимо согласовать с уровнем развития школьников.

Покажем на одном учебном предмете, как в зависимости от поставленных целей и возможностей педагога определяется тематика элективного курса и формулируется его название. В качестве примера возьмем учебную дисциплину биология и перечислим наименования элективных курсов в зависимости от их вида.

Для предпрофильного обучения предлагаем тематику, использующую содержание раздела “Анатомия, физиология и гигиена человека”. Итак, в соответствии с тематикой сформулируем названия теоретических курсов: “Окружающая среда и здоровье человека”, “Влияние факторов среды на системы органов”, “Репродуктивное здоровье человека”, Перечислим курсы практической направленности, ориентированные на знакомство учащихся с разными формами познавательной деятельности по данному предмету: “Лабораторный практикум. Оценка состояния здоровья по системам органов”, “Проектная деятельность. Культура здоровья”.

В профильном обучении можно усложнить уже разработанные курсы или использовать другую тематику. В качестве курса, углубляющего знания по профильному предмету, предлагаем “Современные достижения науки…” (биохимии, физиологии, цитологии, генетики и др.) или “По следам открытий лауреатов Нобелевской премии”.

Для межпредметных курсов можно определить, с каким предметом осуществляется взаимосвязь, учитывая, что научная интеграция по многим смежным дисциплинам уже осуществлена. Так, в состав биологии включаются такие науки или научные направления, как биохимия, биофизика, биогеографии, экология и др. Кроме того, объединение возможно по методам, применяемым в разных учебных предметах “Методы математического моделирования биологических явлений”.

При разработке элективного курса, поддерживающего базовый учебный предмет, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы. Например, в учебном материале по основам генетики наиболее важным проверяемым умением является решение генетических задач, поэтому одна из предлагаемых программ называется “Решение генетических задач повышенного уровня сложности”,

Элективный курс практической направленности, полученные умения которого можно использовать для продвижения на рынке труда, связан с приобретаемыми умениями и навыками как общего характера, так и с ориентацией на профессиональные области: “Ландшафт приусадебного участка”, “Фитодизайн”, “Культура здоровья и основы рационального питания”.

Итак, выбор курсов зависит от возрастной группы учащихся (предпрофильное или профильное обучение), вида и целей курсов, определяемых автором.

Приложение