Проектно-исследовательская работа "Человек и природа. Сотрудничество или противостояние". 2-й класс

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Введение

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы с детьми показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.

Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможностей.

Один из путей подачи знаний об экологии - создание экологических проектов и внедрение их в жизнь. Метод проектов, положенный в основу техники экологического воспитания, созвучен потребностям школьников и вырабатывает у них умение выстраивать свою деятельность, видеть ее перспективу. Результатом экологического воспитания является уровень культуры взаимоотношений, материализующийся в словах, поступках, делах. Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет сказал:

“Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на сто лет вперёд – воспитайте человека.”

Школа была и остается главным источником по “выращиванию” экологически образованной личности.

“Всё меньше – окружающей природы…

Всё больше окружающей среды”

Р.Рождественский

Наш город не исключение. Эти слова становятся горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос! Этот проект - и есть колокол, который звонит нам о наших ключевых проблемах города: об уровне озеленения, о несанкционированных свалках, о малой изученности биологического разнообразия, о низком качестве питьевой воды, о состоянии водных ресурсов. Мы, жители города, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем. Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, научиться сажать деревья, цветы.

Почему бы не сделать наш город зелёным и чистым? Очень важно научиться любить окружающий мир.

Описание проекта “Человек и природа.
Сотрудничество или противостояние?”

Тип проекта – творческий, коллективный, долгосрочный

Исполнители – учащиеся 2 класса.

Характер проекта – учебно-исследовательская работа.

Гипотеза – “Мы считаем, что человек в результате своей деятельности наносит непоправимый вред природе”

Цели:

  1. Изучить проблему загрязнения окружающей среды человеком.
  2. Научить собирать информацию из научной литературы и периодической печати.
  3. Приобщать к практической, исследовательской работе.
  4. Помочь увидеть окружающий мир таким, каков он есть на самом деле: со всеми его противоречиями.
  5. Развитие у учащихся самообразовательной активности.

Задачи:

Развивать:

  • умение видеть проблему и намечать пути ее решения
  • развивать мышление, память, внимание, речь т.е. познавательную деятельность
  • творческие способности и активность учащихся
  • навыки самостоятельной работы
  • навыки коммуникативного общения.

Обучать:

  • находить, обрабатывать и обобщать информацию, с целью выбора необходимого материала пользоваться компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Public Sheer для оформления результатов своей творческой работы
  • лаконично излагать свои мысли устно и письменно -навыкам передачи информации.

Воспитывать:

  • потребность в непосредственном участии каждого школьника в экологической деятельности
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Проблемные вопросы:

  • Согласен ли ты, что наш город находится в серьезном экологическом кризисе?
  • Человек является источником загрязнения окружающей среды?
  • Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести учащиеся нашей школы?

Доминирующая деятельность в проекте: учебно-исследовательская, творческая и поисковая.

Метод проектов целесообразно было применить, так как:

  • существовала значимая для детей проблема
  • есть значимость результата
  • была самостоятельная деятельность учащихся
  • этапность проекта
  • используются исследовательские методы: формулировка задач исследования, выдвижение гипотез, их решение, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления результатов, сбор, систематезация, анализ данных, выводы.
  • результат.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

2. Организационно-теоретический. Практический.

3. Заключительный.

Подготовительный этап.

- Создание презентации проекта для учащихся.

- Создание образцов творческих работ учащихся.

- Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта.

- Согласование вопросов.

- Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализации проекта.

Темы исследований учащихся.

1. Экологическая обстановка города Соль-Илецка.

2. Роль человека в загрязнении окружающей среды.

3. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести учащиеся нашей школы.

4. Согласен ли быть участником экологического отряда.

Этап исследований:

  • мониторинг жителей города и учащихся школы
  • агитационная работа среди учащихся
  • организация творческих групп
  • выбор темы исследований
  • составление расписания консультаций учителем творческих групп
  • сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме
  • анализ и обработка полученной информации под руководством учителя
  • выбор формы представления творческого отчета
  • обучение работе с компьютерными программами
  • оформление творческих отчетов.

Заключительный этап:

  • презентация и защита творческих отчетов участниками проекта;
  • выставка рисунков
  • торжественное подведение итогов проекта с демонстрацией лучших работ и награждением победителей;
  • рефлексия и анализ работы по проекту.

Мониторинг

  1. Какие загрязнители окружающей среды вам известны?
  2. Назовите источники загрязнения окружающей среды.
  3. Является ли человек источником загрязнения окружающей среды.
  4. Считаете ли вы Соль – Илецк экологически благоприятным городом.
  5. Как сделать, чтобы Соль – Илецк стал чистым, зелёным городом?

Мы выяснили:

Пищевые отходы, пластиковые бутылки, бытовой мусор, выброшенные старые вещи, строительный материал, бумага, растительные остатки, тела мёртвых животных – вот, что мы нашли на улицах и в парках нашего города.

Основные загрязнители:

 

Является ли человек источником загрязнения окружающей среды?

 Что нужно сделать, чтобы Соль-Илецк стал чистым и зелёным городом?

  • поставить урны
  • соблюдать чистоту – не мусорить
  • проводить субботники
  • разделить население по территориям, закрепить участки за каждой группой
  • повесить предупреждающие плакаты, создать бригады контроля
  • каждую весну сажать деревья и цветы на закрепленных территориях
  • провести конкурсы “Самая чистая улица (территория)”, “Самый красивый участок”

Какой вклад могут внести учащиеся нашей школы, чтобы сохранять город в чистоте?

1. Проводить субботники не только на территории дома и школы.

2. Не мусорить!

3. Привлечь внимание жителей города к проблемам экологии.

4. Проводить мероприятия прививающие бережное отношение к природе.

5. Организовать отряд “Зелёный щит”.

6. Сажать деревья.

7. Во время походов и экскурсий, проводить акцию “Чистая тропа”.

8. Проводить праздники “Золотая осень”, “Зимушка-зима”, “День птиц”, “День Земли”.

9. Акция “Памятники моего города”.

В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.

Результативность проекта.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей. Дети выступали в роли экологов, журналистов, историков, художников, ученых, озеленителей. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась

Процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Наш проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.

Литература:

  1. В гостях у природы.Е.И.Леманская. г. Мытище.АО “Принт-экспесс”.
  2. Энциклопедия “Хочу все знать!” г. Москва. Эксмо 2006 г. А.Зыкова, К.Мольков.
  3. Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение, 1986 г.
  4. Соль-Илецкий район Оренбургской области.Оренбург. 2008. Краеведческий атлас. А.Чибилев, В.Петрищев.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М: Школьная пресса. 2003 г.
  6. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. М:Дидакт. 2003.№6.
  7. “Гербы городов России” Н.А.Соболева
  8. “Города Оренбургской области” Челябинск, Южно-Уральское кн.изд-во.
  9. www.bank.openipk.ru.
  10. www.novoniksosh3.narod.ru.
  11. газета “Илецкая защита”.

Приложение 1