Урок музыки в 4-м классе по теме "Марийская свадьба"

Разделы: Музыка


Цель: Углубить представление обучающихся о способности музыки отражать прошлое народа на конкретных исторических фактах.

Задачи урока:

  • Закрепление и дальнейшее развитие навыков синтезирования музыки с разными видами искусства и явлениями жизни, путем обращения к историческим фактам, литературным произведениям.
  • Проследить за развитием интонационных тем – образов главных героев оперы, новыми характеристиками.
  • Развивать внимание, память детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитание любви и уважения к народным обычаям и традициям..
  • Воспитание эстетического вкуса, а так же стимулирование индивидуальных критериев оценки произведений искусства на основе данного материала.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: респонсорность, беседа, проблемный метод , привлечение межпредметных связей.

Зрительный ряд: слайды с историческими данными (Презентация), с национальной марийской свадебной женской одеждой разных районов, иллюстрация картины И.Ямбердова “Свадьба едет”, национальная вышивка.

Литературный ряд: С.Чавайн. Драма “Акпатыр”.

Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы Э.Сапаева “Акпатыр”, моркинская свадебная мелодия “Морко суан”.

Оборудование: аудиозапись, проектор, музыкальный центр, марийская вышивка, меч, орудия труда батраков, гусли, фортепиано, индивидуальные карточки.

Ход урока

Презентация

  1. Оргмомент:

На фоне музыки Вступления к опере “Акпатыр” показ слайдов и чтение стихотворения:

Земля отцов, мой край родной, - слайд 1
Леса густые, рощи, реки!
Мечтой и вольною душой - слайд 2
Сроднился с вами я навеки.
Река марийская – Элнет, - слайд 3
Дремучий, темный бор сосновый!
Встречая медленный рассвет, - слайд 4
Вас восхваляю песней новой.
Нет, не смиримся мы с судьбой,
Должны надежды наши сбыться.
Мы рождены за край родной,
За нашу волю храбро биться. - слайд 5
А если головы в боях
Мы сложим нынче за свободу-
Наш подвиг сохранят в веках - слайд 6
Сыны восставшего народа.

  1. Сообщение темы, целей

Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна “Акпатыр”. Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение. (Ответ детей - Опера Эрика Сапаева “Акпатыр”.)

Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий.

Тема нашего сегодняшнего урока “Марийская свадьба” - слайд 7.

  1. Проверка и закрепление знаний предыдущего урока:

И так, что же такое опера? (драматическое произведение…)

В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного марийского народа)

Докажите это фактами (ответы детей) - слайд 8

  • насильное крещение марийцев;
  • “дарение” крестьянских земель дворянам;
  • рекрутские наборы;
  • увеличение налогов;

Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере.

  1. Работа с карточками:
  • Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей)
  • Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент стоя)

гусли – Песня Гусляра,
грабли – Хор батраков,
вышивка – Хор девушек,
меч – Клятва Акпатыра

  • Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев.
  • Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы)
  • В какой момент Акпатыр дает клятву?
  • Что такое клятва?
  • Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с “приветом от Пугачева” и принесли с собой оружие).

В драме Чавайна уральский рабочий Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III – слайд 9

“Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович, самодержец всех народов. Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях. Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями, водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на вечные времена”.

  1. Постановка проблемной ситуации.

Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились герои оперы Эвика и Акпатыр.

  • А где Эвика? (она закрыта Марфой, дочерью богача Сави)
  • Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.)
  • И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу.

Звучит музыка Вступления - картина 5

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей)

Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты.

Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь:

Слайд 10

Тумыр – барабан
Шувыр – волынка
Кусле - гусли

Показываем репродукцию картины Ивана Ямбердова “Свадьба едет”

Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм.

Показ слайдов:

  • женщины в свадебных костюмах Куженерского района - слайд 11
  • женщины в свадебных костюмах Сернурского района - слайд 12
  • женщины в свадебных костюмах Горномарийского района - слайд 13

В опере звучат моркинские свадебные мелодии.

Моркинская свадьба – слайд 14

Обратите внимание, ребята чем отличается моркинский женский свадебный костюм от всех других - головным убором, цветом шовыра (черный).

Шовыр – верхняя женская одежда

Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина в свадебной моркинской одежде и показывает движения детям (девочки плавно поочередно разводят руки и прищелкивают пальцами, мальчики хлопают в ладоши притопывая ногой). Танцуют под музыку.

В опере, при встрече гостей звучит свадебная народная песня “Это не гром в небе гремит” (на экране слова песни)

Это не гром в небе гремит
Наш барабан громко стучит.
Нет не зажглась в небе заря,
Наши платки ярко горят.

  • Пропеваем со словами.
  • Работаем над распевами.
  • Делим на голоса – девочки, мальчики.
  • Слушаем в записи. Прохлопываем ритм. Пропеваем с оригиналом.

Свадьба в самом разгаре. Все ждут выхода жениха и невесты. Но слышен гул голосов. Появляются новые гости. Кто они и с чем пришли мы узнаем с вами, ребята, на следующем уроке.

  1. Итог, закрепление нового материала:

Слайд 15

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов.
  • Перечислите марийские народные музыкальные инструменты.
  1. Оцениваем работу детей.
  2. Домашнее задание:

Учим названия марийских музыкальных инструментов.

  1. Выход: “Это не гром…”

Презентация