Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  • Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;
  • Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (приложение 1), раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи» (приложение 2), теннисные шарики, корзинки (для проведения рефлексии).

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Разрешите представиться. Меня зовут Масленникова Галина Викторовна, и сегодня урок истории веду я.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.

2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

Слайд 1. Слава победителям!

Учитель: Ребята, как вы считаете, для кого предназначены такие почести в Древней Греции?

Ну что догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Слайд 2. Олимпийская символика.

Учитель: Молодцы!

В рабочей тетради записываются число и тема урока.

Слайд 3. Олимпийские игры в Древней Греции.

Учитель:Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие – Олимпийские игры. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.

Формулируются цели и задачи урока, ученикам предлагается план его проведения.

Слайд 4. Задание на урок.

Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока.

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

3. Изучение новой темы.

1. Первые олимпийские игры.

Слайд 5. Задание.

Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?

Просмотр мультфильма.

Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?

Слайд 6. Первые олимпийские игры (карта).

Учитель: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – Элида, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Победителей в спортивных состязаниях называли “олимпиониками”.

Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения.

Учащиеся выступают с предварительно подготовленными версиями по поводу отцов-основателей Олимпийских игр:

Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.

По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”

Работа по карте: Ребята откройте в учебнике с. 111. Найдите и покажите, где находятся гора Олимп и Олимпия.

Работа по карте: В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс.)

Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции, включая колонии.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?

Слайд 7. Первые олимпийские игры.

Учитель: На ваших рабочих столах лежит фрагмент мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.

Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?

Слайд 8.

Основные причины появления Олимпийских игр:

  • поклонение богам;
  • стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Слайд 9. Первые олимпийские игры.

Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Предположения учеников. Чтение текста слайда. Вопрос. Ответы учеников.

В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?(Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)

Слайд 10. Первые олимпийские игры.

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Слайд 11. Правила Олимпийских игр.

Учитель: У любой игры есть правила. Были правила и у Олимпийских игр. Назовите их.

Исключения из правил.

За время существования игр было всего несколько исключений из правил. Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) – женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были олимпиониками. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.

Второе исключение было связано со временем проведения игр. В период римского завоевания Греции император Нерон перенес сроки начала 211 Олимпийских игр на два года. Это был первый и единственный раз в истории Олимпийских игр.

Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.

Слайд 12. Пять незабываемых дней.

Задание: Прочитав в учебнике с. 150, п. 3, 1–2 абзацы. Заполним пропуски в тексте. Текст на слайде.

  • Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
  • В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
  • Следующие три дня отводились состязаниям.
  • В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.

Слайд13. 5 незабываемых дней. (Читаю сама)

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.

Как вы можете прокомментировать этот факт?

Слайд 14. 5 незабываемых дней (рисунки).

Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, представленные на слайде, прочитав текст учебника на с. 151, п. 3, абзацы 3–4, с. 153 до слов «получали увечья и раны», подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?

Учитель: Давайте проверим, с какими видами состязаний вы познакомились.

Слайды 15–18. (Демонстрируются)

Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и…

Слайд 19.

Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.

Слайд 20.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.

Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.

Слайд 21.

Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину?

Слайд 21. Запишите в своей рабочей тетради.

Учитель: В истории Олимпийских игр много интересных случаев, но есть и легенды. Давайте познакомимся с ними.

Слайды 22–23.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 24.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд 25.

Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

  • Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
  • Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20/4=5).

Слайд 26.

Учитель: К великому сожалению аналогичный случай произошел и в современной истории Олимпийских игр летом 2008 г. В день открытия Пекинской олимпиады Грузия двинула военную технику на мирных жителей Южной Осетии, как вы думаете, разрешит ли Олимпийский комитет участвовать Грузии в олимпийских играх в Сочи в 2012 г. или поступит также, как поступили со спартанцами.

Самопроверка учащихся (задания на слайдах 27–31).

Учитель: Ребята на ваших столах есть задания для самопроверки, вам необходимо их выполнить.

А теперь поменяйтесь работами с соседом и давайте вместе их проверим. Будьте внимательны.

6. Домашнее задание.

Слайд 32.

5. Подведение итогов урока.

Включаем мелодию: «До свидания, Москва», выносим факел (приложение 3).

Слайд 33.

Эстафета Олимпийского огня прибыла к Вам из седой Греции. Я дарю его Вам в надежде, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее.

Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.

Я приготовила для каждого небольшой сюрприз – шоколадную медальку с изображением флага страны, в которой проходили или будут проходить Олимпийские игры.

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 34.

Сегодня выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований Олимпийских игр – баскетболе. У меня на столе находится корзина с мячами. Посмотрите внимательно на следующий слайд и выберите тот мяч, который соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока.