Методические материалы для проведения Недели экологии

Разделы: Внеклассная работа


Цели проведения недели экологии:

  1. Развитие экологической культуры, мышления, мировоззрения личности.
  2. Выявление детей, интересующихся экологией и естествознанием.
  3. Развитие памяти, смекалки, сообразительности.
  4. Формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.
  5. Эстетическое воспитание.

Экология и люди

На нашем шарике земном
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт
В степи ковыль, как нелепый шёлк.
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят,
А в синем море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки - земляника.
Будь осторолсен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт,
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
Как из бутылки вылез джинн
И стал сильнее всех,
Так человек-природы сын -
Завоевал успех.
Вначале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва.
Была лее только голова
И к ней пять пальцев на руке.
Но обошёлся он вполне.
Сумел он так мозги развить.
Чтоб льва и тигра победить,
И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учёл, что важно знать.
Как надо власть употреблять.
Зелёные листья, вода и прохлада -
Чтоб это разрушить, немногое надо.
А вот попытайся растить огород
В песках аравийских, где солнце печёт.
В Канаде (ты помнишь?) бобров
истребили
И   этим же самым леса повредили.
Казалось бы - мелкое это зверьё,
А как сохраняет жилище своё!
И далее известные братья-воришки,
Несносные серенькие воробьишки,
И те не без пользы на свете живут:
Природа  не даром вложила свой труд.
Конечно, нужна нам энергия рек -
Турбины поставил на них человек;
Теперь с электричеством люди живут.
Но рыбы к столу не наловите тут.
А сколько исчезло с планеты зверья.
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся ребятки!
Вообще в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы, с которых : живём,-
Начав с пропитанья, кончая углём.
Всё это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять.
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
«Что нынче посеем- то завтра
пожнём»,
Нельзя переделывать с ходу природу.
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьёз.
Ну а сейчас поговорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома.
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров
Забот об этом мало.
Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходится дороже.
Чем серый ядовитый дым.
Но ведь дышать-то нужно им.
Где засыхают сосны, ели,
И нам недолго до постели.
Так что дешевле заплатить.
Чем всем в больницу угодить.
Итак, ресурсы и здоровье,
Наш отдых, красоту земли
Бездумно ставят под угрозу
Природы славные сыны,
Которых гордость ослепила.
Которым всё подай сейчас
И для которых мощь и сила
Важнее воздуха в сто раз.
Вот как дела-то обстоят
На шарике земном,
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть,
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.
Такой уж выпущен закон,
А чтобы соблюдался он.
Потребуется власть.
И в школе учат вас не зря.
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай.
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы.
Ни перед подлостью войны.
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!

Земля – наш дом (экологическая линейка)

Я - Земля,
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты.
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Всё то, что я имела и имею.
Своим добром считает человек

Зачем друг друга люди так боятся.
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу   погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы Выплескивают с лавой боль Земли... Очнитесь, люди! Призовите страны. Чтобы меня от гибели спасли!

В атмосферу уже выброшено более 20 млрд. углекислого газа, более 700 млн т Пылеватых газообразных соединений. Выбросы серы составили 251 млн т, в результате чего пролились кислотные дожди, которые отравили воду во многих водоёмах Канады, Швеции, Норвегии, Америки. Погибли леса на площади 31 млн га.

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Особенно интенсивно эти процессы идут в Индии, Пакистане, Мексике. Засушливые районы Земли подвержены опустыниванию.   Ежегодно опустыниваются в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря. Сокращается площадь лесов-«лёгких планеты» в Африке, Азии, Латинской Америке, Средиземноморье. Сегодня 20% населения нашей страны живёт в зонах экологического бедствия, а ещё 35-40% -в экологически неблагоприятных условиях. В результате быстро растёт заболеваемость, связанная с загрязнением воздушного бассейна, водоёмов, ростом уровня шумов, усиливающимся «электронным смогом». Сейчас особенно нас волнует проблема здоровья. Родившись, ребёнок делает первый вздох и криком оповещает мир о своём появлении на свет. Это крик жизни. Но малыш не знает, что из-за бездушного отношения взрослых к природе этот мир уже отравлен. С молоком матери, с питьевой водой к малышу попадут соли тяжёлых металлов, пестициды, нитраты. Дышать ребёнку тоже не легче. Ежегодно 350 кг вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, приходится на долю каждому из нас. Санитарные службы принимают меры к виновникам загрязнения окружающей среды. Но кто сегодня может ответить, каким суммам эквивалентен ущерб, нанесённый здоровью человека и самой природе? Необходимо в корне изменить идеологию отношения к природе, во главу угла поставив вопросы охраны здоровья. А это отношение формируется с самого раннего возраста. Нужно всем школьникам принять самое активное участие в  ориентации мировоззрения своего на природоохранную деятельность.

Обращаюсь ко всем живущим
Разных стран и наречий разных.
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместный праздник
«Экологически чистый день на Земле».

Если праздник удачным будет,
Можно силы свои утроить.
Сговориться надёжно людям
И на радость людей устроить
«Экологически чистый год на земле».

Год без выстрела, дней спокойных,
Год без пыток ночей осторожных,
Вот тогда, позабыв о войнах,
Начинать уже будет можно
«Экологически чистый век   на земле».

И Земля зацветёт отменно,
Из кровавого выйдет круга.
Вы разучитесь постепенно
На земле убивать друг друга.
Люди! Дело только за вами!

Земля... В этом коротком слове   история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Помните! Вся сила человека в Земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался Земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё - он погиб. Этот миф-завещание нам, потомкам,- хранить связь с Землёй,   беречь и охранять её.

Экологическое многоборье (шуточное)

Каждый класс представляет команду (6 человек + классный руководитель).

1 конкурс «Аппликация»

За 15 минут необходимо из картона, цветной бумаги и другого подсобного материала изготовить открытку с экологическим сюжетом.

2 конкурс «Хор»

На мотив песни «Мгновения» каждая команда громко хором поёт: Не думай о природе свысока, Наступит день, и сам поймёшь, наверное. Как нам природа-матушка близка, И каждый миг, и каждое мгновение. Как тяжело нам жить без птичьих стай И без дождя во время зноя летнего, Быть может, мы спасём родимый край. Наверное, наверное, наверное...

3 конкурс «Картина из спичек»

Если спички не зажигать, почему бы и не поиграть с ними ? Попробуйте сложить из спичек картину «Лес» на крышке стола.

4 конкурс «Экологический вопрос»

Ежегодно весной и осенью в городах и сёлах начинают полыхать и коптить костры из опавшей листвы, старой травы, сучьев и мусора. Наиболее старательные горожане и школьники в этот период тщательно вычесывают листву из-под кустарников и деревьев. Сгребают и жгут. Внешне города и сёла становятся ухоженными, прибранными. Но природе наносится непоправимый вред.
А) Попытайтесь объяснить с экологической точки зрения, почему нельзя сжигать опавшие листья?
Б) Предложите проект сохранения опавших листьев в городе, селе.

5 конкурс «Ощипанный портрет»

Взять лист белой бумаги и отщипывать от него маленькие кусочки, чтобы получились портреты персонажей сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»:

  • мальчика-луковки,
  • Сеньора Помидора,
  • Принца Лимона,
  • Профессора Груши,
  • Графини   Вишенки,
  • Принцессы Клубнички.

6 конкурс «Обед в зоопарке»

Для человека приём пищи - целое искусство. А вот животных никто не учит, как правильно кушать. И поэтому все звери едят не «как красиво», а «как угодно». Покажите, как они это делают.

Изобразите обедающего...

  • слона;
  • удава;
  • тигра;
  • черепаху;
  • жирафа;
  • кабана.

7 конкурс «Новое применение»

Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 20 новых применений отслужившим своё предметам:

  • пустой консервной банке;
  • дырявому носку;
  • лопнувшему воздушному шарику;
  • перегоревшей лампочке;
  • пустому стержню от ручки;
  • пластиковой бутылке.

Пока жюри подводит итоги, звучит песня «Земля - наш дом», Ю. Антонов.

Земля - вселенной хрупкая частица.
Она поёт, как маленькая птица.
Из недр её исходит чистота!
Проходят годы незаметно -
И исчезаем мы бесследно
Одна природа остаётся
Мерцают звёзды, светит солнце.
Но мы когда-нибудь вернёмся,
К планете чистой прикоснёмся
Пробьёмся тоненькой травинкой.
На Землю выпадем росинкой.
И наступит красивый рассвет
Через сто космических лет
Чтобы стала Земля к нам добрей. Позаботься сегодня о ней.

Приложение