Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели урока:

  1. Выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в ;
  2. определить причины преобразований в Японии во вто­рой половине XIX в.;
  3. раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;
  4. установить особенности развития Японии в XIX в.;
  5. продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;
  6. продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия:

Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.

Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

Оборудование урока: карта «Территориально-политический раздел мира 1876-1914»

План урока:

  1. Опрос учащихся
  2. Черты традиционных обществ Востока.
  3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
  4. Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
  5. Особенности развития Японии в начале XX в.
  6. Развитие железнодорожных путей сообщения в Японии.
  7. Закрепление материала, подведение итогов.

Ход урока

1. Опрос учащихся.

А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада, сегрегация, аболиционизм, промышленный переворот, капитализм, амнистия, хартия, милитаризация).

Б) Индивидуальная работа с карточками.

Карточка 1.

  1. Охарактеризуйте особенности развития стран Латинской Америки в конце xix-начале xx века.
  2. Дайте определения терминам: резервация, олигархия, расизм.

Карточка 2.

  1. Перечислите три основных эшелона капиталистического развития.
  2. Дайте определения терминам: радикал, атташе, милитаризация.

В) Устный опрос учащихся по знанию домашнего параграфа 21.

  1. Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти xix века.
  2. Почему страны Латинской Америки почти за 100 лет независимости не поднялись до уровня развития европейских государств и США?
  3. К каким последствиям для стран Латинской Америки привело сохранение пережитков традиционализма?

2. Черты традиционных обществ Востока.

Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Работа со статистическими данными.

Территория Население, млн.
Азия 950
Европа 290
Россия 130
Африка 110
Северная Америка 81
Латинская Америка 64
Австралия и Океания 6,8

Примерный ответ учащихся.

Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В странах Востока господствуют черты традиционного общества.

Из курса истории 7 класса учащиеся вспоминают сновные черты традиционных обществ Востока:

  1. Всевластие государства.
  2. Главное занятие населения - сельское хозяйство, зависимость общества от природной среды.
  3. Общество разделено на сословия, касты, общины, личность полностью зависит от государства и от социальной группы, к которой принадлежит.
  4. Господствует коллективная собственность ( государственная, общинная).

3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.

Объяснение учителя:

Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.

Как вы видите на карте мира (Приложение 1 – Слайд 2). Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие (Слайд 4). За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев , которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.

Познавательные задания.

Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

Примерный ответ учащихся:

  1. Низкие темпы экономического развития;
  2. Международное положение страны было нестабильным.
  3. Военно-техническая отсталость страны.

Объяснение учителя.

Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри (Слайд 5). Перри передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами (Слайд 7). 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце xix века превратилась в полуколонию.

«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев (Слайд 8).

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:

«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито (Слайд 9) получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

  1. «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
  2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
  3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
  4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
  5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.

Реформы императора Муцухито.

  1. Аграрная реформа.
  2. Административная реформа.
  3. Военная реформа.
  4. Судебная реформа.
  5. Реформа образования.

Учащиеся записывают реформы в тетрадь и охарактеризуют их значение, используя материал учебника.

Познавательное задание.

Каковы последствия этих реформ?

Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.

5. Особенности развития Японии в начале XX в.

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

6. Особенности развития железнодорожного транспорта в Японии.

(Исследование ученика – Приложение 2)

Слова учителя: Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

  1. Решительные реформы императора Муцухито.
  2. Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам ,трудолюбие.
  3. Использование западного опыта , техники и технологий.

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет ,- она применила их настолько , насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей , по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

7. Закрепление.

ТЕСТ.

  1. Причины искусственной изоляции Японии.
    а) распространение христианства;
    б) увеличение численности европейцев в Японии;
    в) усиление положения буржуазии.

  2. Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
    а) решительные реформы, использование западного опыта;
    б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

  3. Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
    а) США;
    б) Россия;
    в) Франция.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

Направление реформ Содержание реформы Значение реформы
Управление государством    
Общественные отношения    
Экономические реформы    
Реформы образования    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Новая история стран Азии и Африки. «Наука»; М.1982.
  2. Абдулаев Э.Н., Мендрин В.М. История сегуната в Японии : В 2 т. : Т.1 М.:СПб. 1999.
  3. Алпатов В.М. История и культура Японии : [Сб.ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения.- М. 2002.
  4. Еремин В.Н. История Японии : Учеб.пособие : Т.2. 1868-1998/В.Н.Еремин, А.Е.Жуков, И.П.Лебедева.- М.: ИВ РАН, 1998.