Урок окружающего мира в 1-м классе по системе Л.В. Занкова. Урок-отчет "Семья. Родословная"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать значение семьи, как ячейки общества, ее роль в жизни человека, влияние семьи на человека.

Задачи:

  • закрепление понятие рода, семьи, родственных отношений;
  • развитие творческого мышления, приобщение школьников к поисковой деятельности;
  • воспитание любви к своим «корням», к прошлому своей семьи, народа, страны.

Методические приемы: слово учителя, беседа, сообщения учащихся.

Оснащение урока: опорные слова, аудиозапись «Песни мамонтенка», пословицы, генеалогическое древо Пушкиных, Загуменновых-Жуковых и любого учащегося класса, самостоятельно составленные гербы семей учеников, родословные, составленные по принципу «Солнышко», музыка для релаксации, видеофрагмент об обычаях и жизни семей класса.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Психологический настрой учеников на рабочий лад. Сообщение темы, целей урока.

Актуализация знаний

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем. А как она называется? В народе говорят:
«От Родины теплом веет». Но у каждого из нас есть малая родина та, где каждый родился.
«Где родился, там и сгодился». Сегодня мы продолжим знакомиться с родословной. Дома, вы, вместе с родителями, собрали сведения о своих близких и оформили это в виде «Солнышка». Все это вам сегодня поможет в работе. Все вы старались и что самое важное, делали это вместе со своими родными, дорогими людьми – вашими родителями.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

(Учитель помещает это слово на доску)

Учитель: Внимательно посмотрите на эти три слова: родина, родился, родители. Что общего в этих словах? (Все эти слова прикреплены на доску)
Ученики: Часть слова –корень -род-. (Учитель помещает это слово напротив слов Родина, родился, родители).
Учитель: Ваши бабушки, дедушки, как по маминой, так и по папиной линии – все это для вас родственники (учитель помещает это слово на доску).
Ученик: Посмотрите и в этом слове тоже есть слово род.
Учитель: Это важное наблюдение. Вы, ваши родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки – все эти люди одного рода и образуют родословную вашей семьи.
Ученик: Как же выглядит эта родословная? Как ее нарисовать?
Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдете в ваших тетрадях на стр. 34. Посмотрите, здесь родословная, похожа на дерево, на ваших столах есть родословная рода Пушкиных, и её изобразили по-другому, а вот – родословное древо рода Загумённовых-Жуковых. Его составила выпускница нашей школы. С этой работой она выступала в прошлом году на районной научно-практической конференции и получила грамоту. Может когда-нибудь кто-то из вас составит родословное древо своего рода ведь это так интересно, знать свои корни. А вот дома, вы составляли родословную в виде «Солнышка».
Учитель: Как назвать родственников, живущих вместе: маму, папу, родных братьев и сестер?
Ученик: Семья.
Учитель: Ребята, а расскажите о своих родных братьях и сестрах.

Учитель: Давайте подведем итог: Кто относится к семье? Кого относят к родословной? (Ответы детей.)
Учитель: «Не сиди сложа руки, да и не будет скуки». Вот и мы с вами прислушаемся к этой народной мудрости и выполним задание в тетрадях на стр. 34. (Ученики заполняют пропуски под спокойную русскую народную музыку)
Учитель: А как вам живется?
Ученики: Вот так!!!

Проведение физпаузы «Если весело живется – делай так».

Учитель: Посмотрите, у меня в руках документ, который я обнаружила в нашем музее. На нем имя Жилков Владимир Антонович. Этому документу 72 года. Был он вручен за особые заслуги в воспитании и обучении учеников. Ребята, а кто знает этого человека?
Ученик: Так ведь это же мой прадедушка. Он был заслуженным учителем и ему даже вручал медаль сам Калинин. Мой дедушка был директором одной из школ, бабушка работала в нашей школе учителем рисования, а тетя сейчас работает в детском саду воспитателем.
Учитель: А ваша семья дружная? О таких семьях говорят: «Дружно-нетужно». Ребята, а у кого из вас родные работают в школе?
Ученик: У меня прабабушка целых 35 лет проработала учителем начальных классов в нашей школе, а прадедушка – начальником станции Инголь, а вот дедушка почти всю жизнь проработал машинистом. Вот какая у меня семья!

«Жили люди до нас, будут жить и после нас»

Учитель: Ребята, посмотрите, кто носит такой сигнальный жилет? (Показывает жилет монтера пути)
Ученики: «Путейцы».
Учитель: Кто из вас видел дома у себя такой жилет?
Ученица: У меня, у папы точно такой же, и он работает «путейцем» в ПЧ-15, а бабуля всю жизнь проработала дежурной в бригадном доме, где отдыхают машинисты, а дедушка – осматривал вагоны.
Учитель: У кого папы так же работают «путейцами»?

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Ученик: Мой папа работает «путейцем» на станции Шушь. Он ремонтирует пути, очищает их от снега, чтобы поезд мог спокойно проходить. У него важная работа!
Ученица: У меня папа тоже – «путеец», а вот бабушка работает сигналистом. Смотрите, что она мне дала. Посмотрите, какие они разные (показывает сигнальные флажки: красного и желтого цвета). Она открыла мне секрет, а я открою его вам.
Красный флажок – поезд должен остановиться, жёлтый свёрнутый – поезд проходит на той скорости, с которой шел, а вот если желтый флажок развернуть – машинист должен снизить скорость. Теперь вы будете знать, что они обозначают!
Учитель: Давайте подведем итог: мы сейчас выяснили, что если в роду несколько поколений занимаются одной профессией, то это – династия (учитель помещает это слово на доску).
– У нас в классе есть династии железнодорожников, учителей … (учитель совместно с детьми разделяет с помещением фамилий учеников на династии).
Ученик: У меня в соседях живет семья железнодорожников. Когда я был у них в гостях, то видел фотографии прадедушки, который работал на железной дороге. У него было 9 детей, 5 из которых работали на железной дороге. Одной из них была баба Люда. Вы все ее знаете. Все ее дети работают на железной дороге: дочери – билетными кассирами, а сын – электросварщиком в НГЧВ – 4. В прошлом году ее внучка писала работу о своей династии. За это она получила диплом в Москве и грамоту у нас в городе Шарыпово. А еще она, по секрету, сказала мне, что тоже будет работать на железной дороге.

«Делу – время, потехе – час»

Учитель: проведем игру сейчас русскую народную «Маки, маки, маковочки».

Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре круга «дедушка», закрывает глаза.

Дети говорят:

Маки, маки, маковочки
Золотые головочки.
Здравствуй, дедушка Семак,
Поспел ли твой мак?

Дедушка отвечает: Поспел! Колотить пора!

После этих слов «дедушка» угадывает, кто дотронулся до него.

Учитель: Ребята, оказывается, в роду передаются из поколения в поколение даже таланты. Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (просмотр видеозаписи о том, как в одной семье из поколения в поколение передается умение исполнять русские народные песни).
Ученица: Ой, так это же моя баба! Я, также как и моя бабушка люблю петь песни. Вот послушайте одну из них .(ученица исполняет отрывок из русской колядки «Таусень – баусень»):

Таусень-баусень, пришла коляда.
Таусень-баусень, отворяй ворота.
Таусень-баусень, не режь, не ломай.
Таусень-баусень, целиком подавай.

– Такие песни пели в старину на Рождественские колядки.

«Песня хороша, а певунья хоть куда»

Учитель: У меня для вас сюрприз: у нас на уроке присутствует сестра вашего одноклассника – Алена. Я давно хотела спросить, как ты думаешь, откуда у тебя певческие способности?
Алена: У нас в роду все поют: я, мама и ее сестры, а их у нее 7, бабушка и прабабушка. Бывало, начнет моя бабушка, блины печь или пряжу сучить, так запоет красиво, что мы, малыши, сбегались к ней и слушали, да еще бывало и сами подпевали. И сегодня я хотела бы для вас спеть (исполнение «Песни мамонтенка»).
Учитель: Ребята, посмотрите, даже в песне поется о том, что любому живому существу нужны родные и близкие люди. В нашем классе есть человек, который за свою короткую жизнь уже участвовал в конкурсе рисунков. Назывался этот конкурс «Моя железная дорога», проходил он в городе Красноярске. В его роду многие рисовали: прадедушка, бабушка, тетя, да и он сам рисует. Вот посмотрите… (учитель показывает картины перечисленных людей). У него тоже есть талант и я надеюсь, что он будет его развивать дальше и в будущем станет хорошим художником.
– На этом наш урок подошел к концу. Нам остается подвести только итог.
– Что интересного вы узнали, чему научились?
Ученики: Мы узнали, что такое род, семья, родословная и что таланты передаются по наследству: из поколения в поколение.

(Учитель помещает на доску слова семья, родословная)

Учитель: Это и была тема нашего сегодняшнего урока. Я благодарна вам за то, что хоть вы еще и малы, но уже стали заниматься поисковой деятельности и стали маленькими исследователями своего рода. Всем спасибо за урок.

«Кончил дело – гуляй смело»

Приложение 1