Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Математический турнир между командами девочек и мальчиков 7—8-х классов

Разделы: Преподавание математики


Цели:

  • Развитие интереса к изучению предмета математика.
  • Отработка навыков слухового восприятия.
  • Воспитание коллективизма, чувства долга и ответственности каждого за всех.

Оборудование: ножницы, бумага А4, ручки, 6 стаканов.

Подготовительная работа:

  1. Турнир проводится в конце «Недели математики».
  2. Каждая команда должна  выпустить математическую газету, приготовить форму одежды, придумать название команды, эмблему, девиз, приветствия соперникам и жюри.
  3. Учащиеся знакомятся самостоятельно с историей математики, биографией и интересными фактами ученых математиков.
  4. Каждая команда готовит номер художественной самодеятельности, содержащую связь с математикой.
  5. Члены жюри выбираются из  приглашенных  (3 человека).

План мероприятия:

1. Оргмомент (1–2 мин.)
2. Турнир «Приветствие».
3. Турнир «Математический комплимент».
4. Турнир «Разминка».
5. Турнир «Экскурсия в историю».
6. Турнир «Практика».
7. Музыкальный турнир.
8. Турнир «Подсказка».
9. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Ведущий. Добрый вечер учащиеся, учителя и гости. Мы сегодня проводим Математический турнир между командами мальчиков и девочек 7 и 8 классов. В словаре русского языка турнир – это состязание, соревнование в чем-либо. Наши команды будут соревноваться своей сообразительностью, быстротой ума, внимательностью, знанием математики и ее истории, умением слушать и слышать.

Представление жюри и жеребьевка для первого турнира.

II. Турнир «Приветствие»

Ведущий. Объявляется первый турнир «Приветствие». Каждая команда должна себя представить: назвать команду, рассказать о значении эмблемы команды, девиз, приветствие соперникам и приветствие жюри.

Команда девочек «Пифагор».

Девиз: «Всегда и везде Пифагор на высоте».

Приветствие сопернику: « «Пифагор» лучше всех, нам сопутствует успех, утомленным математикам «Пифагор» шлет привет».

Приветствие жюри: «Пифагоры» -  супердети, это знают все на свете; Пифагоры лучшим судьям шлют огромнейший  привет».

Команда мальчиков «ЛОМ»  (Любим очень математику ).

Девиз: «Одна голова хорошо, а восемь лучше».

Приветствие соперникам:

«Желаем вам, желаем вам…
Чтоб лучший приз достался нам».

Приветствие жюри:

«О! Члены жюри! Мы приветствуем Вас!
И просим: не строго судите Вы нас!
И если вдруг в знаниях будет прокол
Не стоит язвительный делать укол.
Пусть добрая шутка порадует Вас,
А вы, улыбнувшись, воскликните «Класс!»

III. Турнир «Математический комплимент»

Ведущий. Всем нам нравится, когда нас осыпают комплиментами, похвалой. Каждой команде предоставляется шанс задобрить жюри математическими комплиментами. Это значит, в комплименте должны содержаться математические термины.

IV. Турнир « Разминка»

Ведущий. Объявляется турнир « Разминка». Задание общее для каждой команды. Я читаю текст задачи, вы слушаете внимательно, и записываете ответ на листке бумаги, после короткого совещания. Всего 3 задачи.

Задача 1.

Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать? (Поставить часы одновременно, когда 3 минуты пройдет, опустить яйцо.)

Задача 2.

60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов, если в книге 240 страниц?  (Ответ: 2 см)

Задача 3.

Требуется полсотни разделить на половину. Сколько получится? (Ответ: 50 : 1/2 =100)

V. Турнир «Экскурсия в историю»

Ведущий. Каждый человек по своему уникален, а ученые математики тем более: они и астрономы, и поэты, и физики, и художники. Одним словом – незаурядные личности. Некоторые факты из жизни  ученых-математиков передаются из уст в уста веками. Сейчас я приведу краткую информацию о трех великих математиках. Вы должны узнать о ком идет речь, записать их имена на листочке по порядку и сдать ответы жюри.

Первая история

Им написано около 1000 работ почти по всем основным разделам математики. Он отличался исключительной работоспособностью. Его вычислительные способности заменяли счетную машину. В 1735 году он в 3 дня выполнил большую вычислительную работу, которая лишь посильна только большому коллективу квалифицированных счетных работников и то в течении нескольких месяцев. Но от перенапряжения после этой работы он ослеп на один глаз. В 1766 году он ослеп и на второй глаз. Но и слепой, он продолжал свои открытия. После его смерти осталось очень много рукописей, которые Петербургская  академия печатала в течении 47 лет.  О ком идет речь?  (Леонард Эйлер)

Вторая история

Крупнейший немецкий математик. В раннем детстве проявлял  необыкновенные способности к изучению математики. Трех лет от роду этот математик исправил ошибку в расчетах отца, начислявшего недельный заработок рабочим своей бригады.  Учитель на одном из уроков арифметики предложил третьеклассникам найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. По установленному порядку, решивший задачу первым, клал свою аспидную доску на середину стола. Туда и положил он свое решение, едва только учитель договорил последние слова формулировки задачи. Его решение было верным и оригинальным.   О ком идет речь? (Карл Гаусс.)

История третья

Он родился во Франции в маленьком городе Бур-Лярен 26 октября 1811 года. Заложил основы современной алгебры. Он дважды представлял в Парижскую академию наук свои работы. Однако даже такие крупные математики, как Коши и Фурье, не оценили его выводов и затеряли рукописи. Из-за сжатости изложения и новизны идей его работы долгое время не получали признания. Лишь через 14 лет после его смерти они были опубликованы, а применение его идеи нашли еще позже.  Все его литературное наследие умещается на нескольких десятках страниц, но из идей, которые в них содержатся, выросла целая библиотека.  Он был убит на дуэли на 21-ом году жизни. О ком идет речь? (Эварист Галуа)

VI. Турнир «Практика»

Ведущий. Говорят, что теория без практики мертва, практика без теории глупа. Каждой команде представляется возможность доказать, что они сп