Осознание философского смысла сказки Х.К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки.
  • Развивать образное мышление, творческие способности, способность воспринимать различные виды искусств.
  • Воспитывать любовь к художественному слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в : (сказку) - хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.

- Какие бывают сказки?

(Народные и авторские).

- Что у них общего и чем они отличаются?

- Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.

- Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

- А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).

- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)

- Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

- Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

- Что можно узнать из заглавия?

- Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

- Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

- Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

- Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

3. Народная или авторская?

- Кто автор сказки?

- Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.

- Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?

- Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:

Какую мысль автор спрятал между строк?

- Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Грусть, жалость, боль, вызванные гибелью героев. И Радость, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказках.

Вывод учителя:

- В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

- Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?

- Какую мысль автор хотел донести до читателя таким финалом сказки?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.

- Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

- Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))

- О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

- О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).

- Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

("Но познакомиться с ней:")

- Зачем?

(Поухаживать для игры, для забавы).

- Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?

- Раскрывают ли они главное в нем?

(нет)

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)

- Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.

II часть

- Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

- О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

- Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

- Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)

- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)

- Но что произошло дальше (стр. 39, 4)

"Вдруг выскочил:"

- Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

- Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

- Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).

- А каким далее мы видим солдатика?

- Что случилось утром? (стр. 40, 6)

- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

- И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)

- Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)

- Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

- Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.

- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

- Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)

V. Итог.

- Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

- Какую мысль автор спрятал между строк?

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

- Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?

- О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.