Открытый урок в начальной школе по теме "Море и его богатства"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний детей о водорослях и морских животных, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о водорослях и морских животных, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить детей с морскими обитателями; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; развивать умение детей работать с текстом; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
  2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность; умение критически оценивать свою работу и себя, развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели: развитие эстетических представлений и художественного вкуса.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: класс оформлен в виде корабля: мачты, флаги, сети, верёвочные лестницы, спасательные круги, штурвал, рисунок – плакат морского дна, таблицы групповой работы, раздаточный материал, карточки с изображением разнообразных животных,, диски со слайд – шоу, кассета с записью шума волн на фоне классической музыки. На стене физическая карта страны, карта Тульской области, таблицы «Рыбы», «Морские животные», рисунки учащихся по теме «Море» и лозунг:

«Рыбы немы. Не беда!
Ведь у них во рту вода.
Хуже если ты малыш
На уроке всё молчишь»

Морская соль, йод, морская капуста, ракушки, раковины, морские камни, засушенные морские ежи и звёзды, нефть, птичье перо, пластмассовые бутылки, банки из-под напитков, боксёрские перчатки, рыбные консервы, эмалированное блюдо с водой, модель танкера.

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, аудио-магнитофон.

Ход урока.

I. Учащиеся одеты в морскую форму, стоят по периметру прямоугольника, в центре – капитан (учитель) и штурман (ученик)

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днём
А просторе морском
Стальные идут корабли.

Штурман:

– команда, равняйсь! Смирно!

Капитан:

– здравствуйте, товарищи!

Учащиеся:

– здравия желаем, товарищ капитан!

Капитан:

– вольно!

Штурман:

– вольно!

II. Сообщение темы и цели урока

– Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.

Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

рис.1

рис.2

Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами.

III. Проверка домашнего задания.

Двум ученикам предлагаются карточки:

1 карточка

Используя схему, рассказать, как образуются реки, и показать части реки.

Дополнительный вопрос: назовите и покажите на карте главную реку нашей области и её притоки.

2 карточка

Используя схему, расскажите об озёрах.

Дополнительный вопрос: чем озеро отличается от реки?

Вопросы ко всему классу:

Почему в реке вода течёт круглый год и никогда не выливается до конца? Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода не уходит через него вглубь земли? Куда впадают реки?

– Ну, что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги.

(Входит опоздавший ученик)

– А это кто такой?
– Возьмите меня с собою!
Возьмите, ну что вам стоит!
На этот большой корабль
Возьмите меня с собою!
Я буду вперёд смотрящий.
Вперёд далеко смотрящий,
Вперёд далеко смотрящий,
Я риф на пути увижу,
Из пены седой торчащий.
Увижу акул, наверно,
И рыб, на цветы похожих.
Китов разгляжу я первый,
Китов я вижу тоже!
И ночью спать я не буду,
На вахте стоять я буду!
Вы ночью спокойно спите,
Возьмите меня, возьмите!
– Ну что, ребята, возьмём его с собой?
– Возьмём.

IV. Постановка проблемного вопроса

Многие реки впадают в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

Капитан:

– Ну что ж, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. (На доске написаны слова. Термины объясняются с опорой на личный опыт и знания детей).

  1. Камбуз – корабельная кухня.
  2. Капитан – командир судна.
  3. Кок – повар на судне.
  4. Кубрик – жилое помещение для матросов на корабле.
  5. Штиль – тихая погода на море.
  6. Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.
  7. Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Капитан:

– Ну а теперь всё готово! Слушай команду: полный вперёд! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

– Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю команду на группы:

  • исследователи морской воды;
  • исследователи морских растений;
  • исследователи морских животных;
  • экологи;
  • коки.

– Группы по кубрикам!

(Работа с картой)

Капитан:

– Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: (показ детьми) Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря – это часть океанов, которая впадает в сушу.

А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти. Слово нашему штурману.

Штурман:

– Откройте атласы. Сверьте маршрут. (Показывает на карте). Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку.

Капитан:

– Спасибо, штурман.

– А кто из вас сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга?

(Учащиеся по карте называют моря, обобщение знаний)

Капитан:

– Ребята, вы смотрели в атлас. Каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым)

– Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда)

– Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, представим слово исследователям воды!

 

рис.3

рис.4 

1 ученик:

– каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

2 ученик:

– Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня свинцово-синим,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.

3 ученик:

– Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.

Капитан:

– Каким же цветом может быть море?

рис.5

– А можно ли пить морскую воду? Почему?

 

рис.6

4 ученик:

Да, действительно морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 г. В одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку.

(Демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солено – горьковатый вкус и запах йода.

Капитан:

Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

А кто из вас знает, почему вода в море соленая?

А какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды?

А что если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет? (Физкультминутка)

Групповая работа

Капитан: Наша экспедиция продолжается.

А теперь с докладом выступит научный сотрудник исследовательского центра, занимающийся изучением морских растений.

1 ученик:

Подводный мир растения так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни.

Сегодня мы поговорим о водорослях.

Ребята, а что вы знаете о водорослях?

 

рис.7

рис.8

2 ученик:

Водоросли активно используются человеком. Например. У нас в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.

Капитан:

Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод.

рис.9

3 ученик

На побережье морей на Дальнем Востоке и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.

Капитан:

А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксерскими перчатками?

Иногда для набивки боксерских перчаток используется морские водоросли.

А еще из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

 

рис.10

Капитан:

На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн, видеоизображением погружения).

Капитан:

А сейчас слово групп, которая занимается изучением морских обитателей.

Кто на этот раз попался в наши сети?

(Ученики достают из сетей рисунки морских животных).

1 ученик:

рис.11

Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её и называют летучей.

2 ученик

Кальмары. У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На руках у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелкие рыб и креветок.

3 ученик:

Рыба – луна. Рыба – луна – ленивая. Качается на волнах, плывет по течению. Она почти круглая. А кожа у нее вся в мелких бугорочках, среди которых застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот за это рыбу и зовут луной.

4 ученик:

Морской кот. В Черном море живет морской кот. Это такая рыба. Плоская длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него попадет.

5 ученик:

Удильщик. Удильщик живет на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбку? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и броситься к нему. А удильщику только этого и нужно: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу.

Капитан:

Кроме перечисленных животных в морях водятся морские ежи, морские звезды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики, тюлени (демонстрация).

Ребята, каких обитателей моря вы еще знаете?

рис.12

рис.13

рис.14

рис.15

Есть еще так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль.

В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берется кислород?

Капитан:

А сейчас слово «экологам»

1 ученик:

Шел по морю лайнер.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу,
Сквозь грохот и гул
Услышал старпом
За бортом «караул»

Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

Капитан:

«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул» кричит море.

2 ученик:

За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например. Плыл по морю огромный танкер, вез в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась на поверхности воды.

Капитан:

Какие свойства нефти вы знаете?

3 ученик:

Мы знаем, что нефть – маслянистая, темно-бурая жидкость. Легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромными черным пятном.

Что же происходит после этого? В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, поэтому что нефть склеила их перья, и гибнут.

4 ученик:

Тонкая нефтяная пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становиться нечем дышать и они погибают.

5 ученик:

В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов).

Однажды у далеких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Капитан:

Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? Молодцы. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты. Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать.

Мы хорошо поработали. И сейчас на камбузе полным ходом идет подготовка к обеду. Но прежде мы должны обобщить результаты нашей экспедиции.

  • Что такое м оре?
  • В чем отличие морской воды?
  • Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать?
  • О каких интересных обитателей моря вы узнали?
  • Чем дышат обитатели моря?
  • Как попадает в море кислород?
  • Почему нужно охранять моря и океаны?

Капитан:

Ну, а сейчас слово нашим поварам.

1 ученик:

У меня вопрос к команде. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря?

2 ученик:

Море поставляет к нашему столу множеству полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовем и покажем некоторые из них (демонстрация рыбных блюд).

Капитан:

Команда! Равняйсь смирно!

Поздравляю с успешным выполнением задания!

Итог урока:

Итак, ребята наш урок -0 экспедиция подходит к концу.

Что мы сегодня повторяли на уроке?

На какой вопрос ответили?