Урок внеклассного чтения в начальной школе по теме "Рассказы Е.Пермяка"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: прочитать рассказы Е.Пермяка; нарисовать рисунок.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

- Покажите голосом, что дано человеку?

для чего?

для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

- Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

- Какие задали вопросы?

- Какие вопросы еще можно задать?

- Сколько слов в предложении?

- Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

- Из какого рассказа эти слова?

- Как понимаете выражение «чужая калитка»?

- Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

- Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

- Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»
  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

V. Викторина.

- Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

- Что нарисовано на конвертах? (дом) 

- Каким, по-вашему, должен быть дом?

- Какими должны быть люди в доме?

- Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

1 конверт «Предметы из рассказов».

- Из какого рассказа эти предметы?

- Как они связаны с героем?

- Кто научил детей делу?

- Кто помогал в работе?

- Какие хорошие качества появились у детей?

2 конверт «Собери пословицу».

- В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

- О чем эти пословицы?

- Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

- Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

- Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

- Зачем вас дома учат трудиться?

- Какими вас хотят видеть взрослые?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII. 3 конверт. «Киножурнал «Ералаш».

- Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

- Посмотрите отрывки из киножурнала «Ералаш» и дайте ответ на вопрос.

(по телевизору показываю отрывки из киножурнала «Ералаш»)

- Понравились вам поступки детей?

- Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

- Хотели ли вы быть такими? Почему?

VIII. 4 конверт «Кроссворд».

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

- Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

- Какое слово получилось?

- Почему это слово является главным?

- Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

- Что у нас получилось?

- Кто нам помог построить дом?

- Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

IX. Подведение итогов.

- Какой вам рассказ больше всего запомнился? Почему?

Приложение