Урок математики по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

Обучающие: повторение и закрепление вывода формул, выражающих тригонометрические функции через тангенс половинного аргумента, научить и отработать ЗУН решения тригонометрических уравнений универсальной тригонометрической подстановкой;

Развивающие: конструирование алгоритма решения тригонометрических уравнений, создание презентации на Power Point; развитие памяти учащихся, умение логически рассуждая делать выводы.

Воспитательные: развитие ораторских способностей; умение анализировать результаты своего труда.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал.

Замечание:

За неделю до урока одному из учеников дается задание приготовить презентацию: вывод формул, выражающих связь тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. В начале урока к доске вызывается 2 ученика для работы по карточкам.

К-1. Решить уравнение с помощью формул двойного угла: 4 sinx+3 cosx=5.

К-2. Решить уравнение введением нового аргумента: 4 sinx+3 cox=5.

Ход урока

1. Организационный этап: (1мин)

Учитель формулирует тему и цель урока.

2. Актуализация знаний учащихся: (7 мин)

1) В данных решениях найти ошибки, объяснить и дать правильный ответ. (Фронтальная устная работа) (Приложение1)

  1. cos x=1/2; x=±/6+2n; nЄZ
  2. sin x =v3/2; x=/3+n; nЄZ
  3. sin2x-3cos2x=0;
  4. x=arctg(3/2)+2n; nЄZ
  5. tg2x -2tgx-3=0; x=-(/4)+ n; nЄZ

2) Заслушать ученика с выводом формул, выражающих связь тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. (Приложение2)

3. Изучение нового материала и закрепление знаний, умений:

1) Разбор решенных примеров. (4 мин) (Заслушать индивидуальное решение по предложенным заданиям К-1, К-2)

К-1. Решить уравнение с помощью формул двойного угла:

4 sinx+3 cosx=5;

4 ·2 sin(x/2)cos(x/2)+3(cos2 (x/2)-sin2 (x/2))-5(cos2 (x/2)+sin2 (x/2))=0;

8 sin(x/2)cos(x/2)-2 cos2 (x/2)-8 sin2 (x/2)=0;

т.к. sin и cos одного и того же угла одновременно не могут быть равны 0, то поделив обе части уравнения на cos2 (x/2) не равное 0 имеем:

4 tg2 (x/2)-4 tg(x/2)+1=0;

Пусть tg(x/2)=t, где t Є R, тогда

4 t2 -4t +1=0;

(2t-1)2 =0;

t=1/2.

Если t=1/2, то tg(x/2)=1/2;

х=2 arctg (1/2)+2n, где n Є Z.

Ответ: 2 arctg(1/2) +2n, где n Є Z.

К-2. Решить уравнение введением нового аргумента:

4 sinx+3 cox=5;

а2 2 =25;

(4/5) sinx + (3/5) cox=1;

т.к. (4/5)2 +(3/5)2 =1, то (4/5)= sin и (3/5)=cos, где 0<< (/2). Тогда имеем:

sinsin x+ coscox=1;

cos (x -)=1;

x -=2n, где n Є Z

x = +2n, где n Є >Z

x=arccos (3/5)+ 2n, где n ЄZ.

2) Учитель обращает внимание на разную запись ответов. На интерактивной доске демонстрируется заранее приготовленная запись доказательства равенства ответов. (Приложение 3)

3) Перед учениками ставится проблема:

-Нельзя ли решить данное уравнение другим способом?

-Рассмотреть решение данного уравнения, используя формулы универсальной подстановки. (6 мин) (Фронтальная письменная работа)

4 sinx+3 cosx=5;

8 tg2 (x/2)-8 tg(x/2)+2=0;

Пусть tg(x/2)=t, где t Є R, тогда

4 t2 -4t +1=0;

(2t-1)2 =0;

t=1/2.

Если t=1/2, то tg(x/2)=1/2;

х=2 arctg (1/2) +2n, где n Є Z.

Проверка: если х=, то

4sin+2k)+cos(+2k)=-3, -3 не равно5 , значит, х= +2k не является решением данного уравнения.

Ответ: 2 arctg (1/2) +2n, где n Є Z.

4)Обсуждается решение данного уравнения, учениками формулируется алгоритм решения тригонометрических уравнений универсальной подстановкой. (Приложение 4) (2мин)

5)Решить уравнение: (4 мин). (Фронтальная письменная работа)

tg (2x)+sin (2x)=(16/15) ctg x; ОДЗ: х (/4)+(n/2); хn.

4. Отработка ЗУН.

(Групповая форма организации учебной деятельности в парах).

Самостоятельная работа. Учитель проверяет и оказывает помощь. (12 мин)

Решить уравнения:

1) sin (2x) + tg x=0;

2) 4 sinx-6 cos x =1;

3)(дополнительно)

Самопроверка по готовым решениям, предложенным на закрытых досках.

5. Домашнее задание. (2 мин)

Выучить изученные формулы, алгоритм. Решить 3 любых предложенных уравнения. Одино из них решить несколькими способами.

2 sin(2x) +tgx=5;

sinx - v2 cos x =3;

sin (3x) +5 cos (3x) +5=0;

cos2 x -2 cosx = 4 sin x- sin (2x);

(1/3)2 sin(2x) =(1/9).

6. Итог урока. (2 мин)