Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Как нам жить"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
  • сформировать понятие об экологическом типе хозяйства;
  • гармонично сочетать цивилизацию и природу;
  • развивать любовь к природе. речь;
  • воспитывать умения работать в группах.

Ход урока

1. Оргмомент.

(Уучитель вместе с детьми проговаривает слова)

Мы улыбаемся миру,
Мир улыбается нам
Всем людям планеты
Мы дарим улыбку
И хорошее настроение.

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на вопрос «Как нам жить?»; найдем противоречия между хозяйством человека и природой; будем решать экологические задачи.

Слайд 1. Как нам жить?

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним изобретения человека и открытия науки. (Компьютер, бытовая техника, ракета и т.д.).

Учитель или дети: Вывод: научные открытия и изобретения стали главным «орудием труда» современного человека, улучшили его жизнь, усилили власть над природой.

Учитель: Но о чем же тогда беспокоится Лена? Давайте послушаем.

(Диалог детей разыграть).

Лена: Теперь я вижу: человек и вправду все может.

Миша: Все, что может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности.

Лена: И как же нам жить?

Учитель: Итак проблемный вопрос, который ставит Лена: «Как нам жить?»

Учитель: Прежде чем ответить на данный вопрос нужно вспомнить, что такое экосистема и какие виды экосистемы вы знаете.

Слайд 2. Экосистема.

Что такое экосистема?

Учитель: Какие виды экосистем вы знаете?

(Естественные: озеро, болото, луг, лес; искусственные: поле, аквариум).

Учитель: В какой экосистеме круговорот веществ незамкнутый? Почему?

Учитель: Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? (Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).

Учитель: Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? (Люди собирают урожай с поля, принимают меры для увеличения урожая; теплицы; борьба с вредителями).

Учитель: Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Чтобы ответить на данный вопрос вы обсудите в группах различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.

3. Работа в группах.

(Каждой группе раздаются листы с заданием; время на обсуждение 3 минуты).

 

Достижения

+

1-я группа

Бытовая техника (микроволновка, сотовые телефоны и т.д.)

 

 

2-я группа

Изобретение пластмассовой посуды

 

 

3-я группа

Компьютер

 

 

Выступление групп.

Учитель: Вывод: С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней современного человека, образу жизни, к которому человек не приспособлен.

4. Беседа.

Учитель: Итак, опять встает вопрос «Как нам жить?»

Учитель: Давайте вернемся к древним людям. Чем они занимались?

Слайд 3. Картинка древних людей.

Учитель: Отличались ли люди от животных по способу добычи пищи? Чем?

Учитель: Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось… (Присваивающим. Слово на доске).

Учитель: Такое хозяйство не позволяло прокормить много людей, поэтому их численность на Земле была невелика.

Учитель: Скажите, а в современном мире существуют народы у которых хозяйство присваивающее?

Учитель: Почему позже люди научились разводить домашних животных и определенные виды растений?

Учитель: Где они стали жить?

Слайд 4. Жизнь в деревне.

Учитель: Какой род занятий они вели в деревне? (Выпас скота и обработка земли).

Учитель: Люди сами стали производить пищу, то их хозяйство стало называться … (Производящим. Слово на доске).

Учитель: Что входило в производящее хозяйство? (Огород, птичник, животноводческая ферма и т.д.)

Учитель: Вывод: производящее хозяйство позволило людям получать избыток пищи и освободить от работы на полях часть людей. Появились мастера, которые могли изобретать различные орудия, механизмы. С помощью этих приспособлений удавалось получать еще больший урожай. Мастера объединились для производства и торговли. Возникали города, в которых стали жить мастера.

Учитель: Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек создал искусственные экосистемы. Какие? (Город и село).

Слайд 5. Взаимосвязь сельского хозяйства и города.

Учитель: Давайте проследим взаимосвязь сельского хозяйства и города.

– Какие искусственные экосистемы создал человек?

Слайд 6. Искусственные экосистемы.

– В каком отношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы?

Учитель: Оказалось, что разрастание хозяйства человека, нарушающего круговорот веществ, угрожает будущим поколениям людей и всему живому на Земле.

Физкультминутка.

5. Работа в группах.

Каждой группе раздаются по 2 экологические задачи. После решения каждой задачи детьми делается вывод. Каждая задача на слайде, после каждой задачи – вывод на слайде.

Слайд 7. Задача 1.

1-я задача: 1 ученик в течение года выбрасывает 6 кг пластмассовых бутылок. Сколькими килограммами пластмассовых бутылок будет засорена Земля учащимися нашего класса?

Слайд 8. Вывод.

Вывод: Выбрасывать пластмассовый мусор в строго отведенные места (баки для мусора).

Слайд 9. Задача 2.

2-я задача: 1 га лесных насаждений в городе за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. На сколько меньше лесные насаждения выделяют кислорода, чем поглощают?

Слайд 10. Вывод.

Вывод: Строить очистительные сооружения.

Слайд 11. Задача 3.

3-я задача: 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Сколько сосен сбережет 15 центнеров макулатуры? 50 центнеров?

Слайд 12. Вывод.

Вывод: Строить заводы для переработки вторичного сырья.

Слайд 13. Задача 4.

4-я задача: Из ста пожаров в нашей стране 9/10 возникают по вине человека. Сколько пожаров возникает по вине человека?

Слайд 14. Вывод.

Вывод: Сохранять леса от пожаров.

Слайд 15. Задача 5.

5-я задача: За последние четыре века планета навсегда потеряла 360 видов диких животных, а птиц на 58 видов больше. Сколько всего видов диких животных и птиц потеряла планета?

Слайд 16. Вывод.

Вывод: Сохранить диких обитателей природы.

Слайд 17. Задача 6.

6-я задача: Из незакрытого на перемене крана около столовой течет вода. За минуту вытекает 3 литра воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 минут)? И за урок (40 минут)?

Слайд 18. Вывод>.

Вывод: Рационально использовать природные ресурсы.

Учитель: Решая экологические задачи, мы с вами и отвечали на вопрос «Как нам жить?» Давайте еще раз повторим выводы, которые мы делали и подведем итоги урока.

Итог урока.

Слайд 19. Выводы.

  • Выбрасывать пластмассовый мусор в строго отведенные места (баки для мусора).
  • Строить очистительные сооружения.
  • Строить заводы по переработки вторичного сырья.
  • Сохранять леса от пожаров.
  • Сохранить диких обитателей природы.
  • Рационально использовать природные ресурсы. (Что значит рационально? Разумно).

Выставление оценок за урок, домашнее задание

Приложение. Презентация к уроку.