Игра-конкурс "С физикой — и в шутку, и всерьез"

Разделы: Физика


Оборудование и оформление кабинета

  1. На демонстрационном столе – приборы и принадлежности для опытов: спиртовка, бумажный стаканчик, или картонная коробочка, емкость с водой, пинцет, монета, блюдце, бумага, спички, стеклянный стакан, магнитофон.
  2. На классной доске:

а) плакат “С физикой – и в шутку, и в серьез” (название игры).
б) плакат:
              “Физика! Какая емкость слова!
              Физика – для нас не просто звук!
              Физика – основа и опора
              Всех без исключения наук!”.

  1. Дидактический материал: оценочный лист для жюри, кроссворды, карточки для игроков, бумага, ручки.

План мероприятия.

  1. Представление команд.
  2. Разминка.
  3. Конкурс кроссвордов.
  4. Конкурс болельщиков
  5. Конкурс “Физики - испытатели”.
  6. Конкурс “Физики - лирики”.
  7. Конкурс болельщиков.
  8. Конкурс артистический.
  9. Конкурс болельщиков.
  10. Слово жюри.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем игру-конкурс “С физикой – и в шутку, и всерьез”. Как известно, физика одна из самых серьезных и точных наук, которая требует к себе особого внимания и окружает нас буквально повсюду. Многие явления и процессы, происходящие в окружающей среде можно объяснить, если знать и понимать этот предмет.

Т.о., цель нашего мероприятия обобщить и систематизировать все знания, которые ребята получили. И, конечно же, расширить кругозор, научиться наблюдать и объяснять различные физические явления, проявить свои творческие и интеллектуальные способности.

Игра состоит из нескольких конкурсов, каждый из которых будет оцениваться жюри, а в жюри у нас сегодня: (перечислить Ф.И.О., должность). Каждый из членов жюри получает вот такой оценочный лист, на котором отмечены все конкурсы, максимальное количество баллов и отводимое время на каждый конкурс.

1. Представление команд

Ведущий: Итак, первый конкурс – это представление команд. Каждая команда делает сообщение о названии команды, девизе, эмблеме. При оценке учитывается оригинальность, остроумие, юмор, отражение физического содержания. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4.

(Команды по одной представляются, жюри подводит итоги.)

2. Разминка

Ведущий: Переходим к следующему конкурсу. Перед началом любого соревнования необходимо хорошо размяться, чем мы сейчас и займемся. Итак, следующий конкурс – разминка. На этом этапе игроки каждой из команд, должны не задумываясь, быстро отвечать на вопросы. Если команда не ответила, то ход переходит к другой команде, если же и эта команда затрудняется ответить, то право ответа предоставляется болельщикам. За каждый правильный ответ насчитывается по 1 баллу.

(Примерные вопросы.)

– Почему нельзя мясо сварить высоко в горах? (Из-за низкого атмосферного давления температура кипения воды ниже 100 оС.)

– Почему каша при варке пригорает ко дну кастрюли, а суп нет? (На дне быстро нагреваются и крупа, и жидкость, а конвекция лучше в жидкости.)

– Какой прибор служит для измерения скорости! (Спидометр.)

– Какой прибор служит для измерения атмосферного давления! (Барометр.)

– Почему человек, выходя из воды замерзает? (Происходит явление испарение, сопровождающееся потерей теплоэнергии.)

– Назовите наибольшую скорость? (Скорость света.)

– Почему во время снегопада теплеет? (Т.к. происходит крисстализация воды, в процессе которой выделяется теплота.)

– Почему сильный дождь охлаждает воздух? (На испарение влаги после дождя расходуется внутренняя энергия.)

– Какой цвет получится, если сложить все цвета? (Белый.)

– Первый человек в космосе? (Ю.Гагарин.)

– Изобретатель радио? (Попов.)

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

3. Конкурс кроссвордов

Ведущий: Итоги подведены, можно переходить к следующему испытанию – конкурсу кроссвордов. Цель этого конкурса выяснить, кто же из соперников более эрудирован в области физики. Командам выдается листок с кроссвордом, необходимо заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы и прочитать слово, находящееся в зашифрованных клетках.

(Раздаются кроссворды игрокам и жюри.) См. Приложение

Кроссворд 1

  1. Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы? (Упругость.)
  2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (Молекула.)
  3. Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (Конвекция.)
  4. Вещество, сжигаемое для получения теплоты? (Топливо.)
  5. Знак для обозначения числа? (Цифра.)
  6. Действие для проверки правильности теоретических рассуждений? (Опыт.)
  7. Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание? (!)

Кроссворд 2

  1. Мельчайшая частица вещества? (Атом.)
  2. Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания? (Изохорный.)
  3. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (Капилляр.)
  4. Прибор для определения точки росы? (Гигрометр.)
  5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое? (Отвердевание.)
  6. Процесс получения жидкости из газа? (Конденсация.)
  7. Синоним слова “эксперимент”? (Опыт.)

(Пока игроки разгадывают кроссворды, проводится игра с болельщиками.)

4. Конкурс болельщиков

Ведущий: Ну, а пока наши команды разгадывают кроссворды, мы с вами то же не будем терять зря время, а поиграем. Задание будет такое: “Найдите ошибку в литературном произведении”.

Например:

1) “Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла”.

(Неверно, что в “мире поубавилось тепла”, должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется)

2) “… Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули”.

(После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека.)

Ведущий: Время подходит к концу, сдайте, пожалуйста, листы с кроссвордами на проверку жюри. Пока жюри оценивает вашу работу, мы переходим к следующему конкурсу.

5. Конкурс “Физики - испытатели”

Ведущий: Следующий конкурс называется “Физики - испытатели”. С помощью этого конкурса можно узнать, кто из игроков умеет наблюдать и объяснять физические явления. Представитель из каждой команды показывает по одному опыту-фокусу, а соперники должны дать объяснение происходящему. На подготовку ответов отводится по 1-2 мин. Оценки: за правильный ответ – 2 балла, за хорошо поставленный опыт – 2 балла, за четко поставленный вопрос – 1 балл.

(Демонстрация опыта.)

Например:

1) “Как достать монету из воды, не замочив рук?” (В блюдо наливают немного воды, бросают монетку. В стеклянный стакан, помещают горящую бумагу, дают ей прогореть 2-3 сек, а затем быстро переворачивают и ставят в блюдо. Вода из блюда начинает “уходить” в стакан, и монету можно достать, не замочив рук.)

2) “Негорящая бумажная коробочка с водой над пламенем спиртовки” (коробочку из плотной бумаги заполняют водой и щипцами держат над горящей спиртовкой. Через некоторое время вода закипает, но коробочка не горит).

(Ведущий делает выводы: кто более полно ответил на вопрос; кто лучше поставил опыт; кто правильно сформулировал вопрос; затем слово предоставляется жюри.)

6. Конкурс “Физики – лирики”

Ведущий: Многие знаменитые ученые – физики были людьми всесторонне развитыми. Например, Эйнштейн играл на скрипке, Ломоносов писал стихи, которыми зачитывался сам император. Томас Юнг в 14 лет знал 9 языков и на вступительных экзаменах в университет (он в 14 лет уже закончил школу и поступал в университет) перевел предлагаемый ему текст на 9 языков, не включая латынь. Поэтому следующие два конкурса будут определять не только ваши интеллектуальные способности, но и творческие. Итак, следующий конкурс называется “Физики - лирики”.

Каждой команде дается задание написать короткий рассказ или стихотворение, используя следующие связанные с физикой и астрономией слова:

1) Время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.

2) Тепло, молекула, луна, излучение, явление, тяжесть.

7. Конкурс болельщиков

Ведущий: Пока наши игроки придумывают рассказ или стихотворение, мы с вами тоже займемся творческой работой. И проведем конкурс болельщиков. Задание будет такое, надо составить как можно больше слов из слова “электродинамика”. Время на выполнение задание – 2-3 мин.

(Слово “электродинамика” написано заранее на доске.)

Ведущий: Ваше время истекло, давайте проверим, что у вас получилось. У кого больше всех слов? Назовите свои слова.

(Отметить самого активного болельщика.)

Ведущий: Ну что же, “физики - лирики”, ваше время так же истекло. Прошу капитанов команд зачитать полученные произведения.

(Зачитываются рассказы или стихи, карточки отдаются жюри, подводятся итоги.)

8. Конкурс артистический

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы приступаем к следующему творческому заданию – это конкурс артистический, который проводится на основе домашнего задания. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.

Например, можно показать: броуновское движение, электрический ток и т.п.

Оценки максимальное количество баллов – 5; оценивается в первую очередь оригинальность сценария, артистизм, костюмы.

(Команды показывают свои сценки.)

9. Конкурс болельщиков

Ведущий: Пока жюри подводит окончательные итоги, мы с вами немного поиграем. Игра называется “Внимание!”. Такое качество как внимание необходимо нам везде и повсюду, невнимательному человеку очень трудно и учиться, и работать, даже элементарно, перейти дорогу. Сейчас мы посмотрим, кто же из вас обладает этим качеством.

(1–2 ребят из команды просят выйти и выполнять несложные задания: поднять руки вверх, руки в сторону; повернуться налево, направо, присесть и т.п. Затем они выходят из класса, а у остальных спрашивают: “Какого цвета глаза, волосы, во что был одет? и т.д.”. И определяют самого внимательного.)

10. Слово жюри

Ведущий: Наша игра подошла к концу, и мы сейчас подведем итоги сегодняшнего конкурса.

(Слово предоставляется жюри.)

Ведущий: Всем большое спасибо! Все были молодцы! Победившая команда получает “5”, проигравшая – “4”, особо хочется отметить ребят, которые демонстрировали опыт, и самых активных болельщиков! 

Оценочный лист для жюри

Название конкурса Время Максимальное кол-во баллов 1-я команда 2-я команда
1. Представление команд 3–5 мин 4    
2. Разминка 3–5 мин 5    
3. Конкурс кроссвордов 7 мин 7    
4. “Физики-испытатели” 8–10 мин 5    
5. “Физики – лирики” 7–8 мин 10    
6. Конкурс артистический 7 мин 5    
Итого