Урок "Окружающий мир" в 1-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
  • упорядочить знания о видах зимующих птиц и раскрыть отличительные черты разных птиц;
  • воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам – подкормка зимующих птиц в зимнее время

Оборудование к уроку: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, модель кормушки, рисунки птиц, компьютер, видеопроектор, доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь удобнее.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?

2. Сообщение темы. Целеполагание

– Посмотрите за окно. Какое время года? Правильно. Зима.
– Кому в такой мороз труднее всего? Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Итак: тема нашего урока «Как помочь птицам перезимовать?»

СЛАЙД 1

– И нам предстоит ответить на вопросы: кто может помочь птицам и каким образом?

3. Изучение нового материала

– Ответы на эти и другие вопросы я предлагаю начать искать со стихотворения, которое вы готовили все вместе.

«Как птице перезимовать?»

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда.
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

– Кто скажет, где мы будем искать ответы на наши вопросы? Откройте соответствующие страницы в учебнике и хрестоматии.
– Рассмотрите общий рисунок в учебнике и назовите птиц, которые на нем изображены. Назовите признаки, по которым вы определили ту или иную птицу.
– Уточнить ваши ответы можете в рассказе «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека». Кто-то читал этот текст? Ответь на поставленный вопрос. Ребята, все ли птицы живут у нас постоянно? Как их называют? (Зимние гости) Найдите в хрестоматии этот текст. Даша, прочти нам, пожалуйста, текст «Зимние гости». А мы рассмотрим рисунки птиц в хрестоматии и на доске.

СЛАЙД 2

– О каких птицах нам прочитала Даша? (О тех, которые прилетают только на зимовку.)
– Когда в наших краях появляются первые стайки зимующих гостей (снегирей, щуров, свиристелей, чечеток)?
– Где ночуют птицы?
– Как ведут себя во время морозов?
– Правильно. Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

Динамическая минутка

Игра «Да – нет»

В процессе игры нам нужно обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц. Из перечисленных признаков животных выделить признак, характеризующий птицу, и хлопнуть в ладоши.

– Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями.(+)
– Есть зубы. Есть клюв (+)
– Крылья заменяют передние конечности (+)
– Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)
– Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.
– Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
– Перья на голове отличаются особой длиной (+)
– Эти животные

– летают(+)
– плавают (+)
– издают звуки (+)
– бегают(+)
– зимуют с нами (+)
– улетают зимой в теплые края (+)

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

– Чем же кормятся птицы зимой? Посмотрите в учебнике рисунки слева.
– А знаете ли вы почему рябину называют природной кладовой для птиц?
– Где можно найти ответ на этот вопрос? Какие птицы любят лакомиться рябиной?
Любит рябину и свиристель.

СЛАЙД 3

«Почему свиристели зимой в обморок падают?» Ответ на этот вопрос вы найдете в хрестоматии.

СЛАЙД 4

4. Закрепление изученного материала

– Почему надо помогать зимой птицам?
– Каким образом мы с вами можем помочь птицам. Посмотрите в учебнике на странице справа какие кормушки можно сделать. Какие кормушки у вас дома? Чем вы кормите птиц?
– Предлагаю покормить птиц у нашей кормушки.

СЛАЙД 5

– Назовите птиц, которые прилетели?

5. Работа в тетради

Проверка работы.

6. Итог урока

СЛАЙД 6

7. Рефлексия

– Подошел к концу урок.
– Вы на все вопросы получили ответы?
– Зачем был нужен урок?
– Он вам понравился?
– За что бы ты похвалил себя на уроке?