Мониторинг воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Диагностика

Разделы: Администрирование школы


Для управления педагогической системой необходимы диагностично поставленные цели, методика объективного контроля качества достижения этих целей, действенная техника стимулирования как учителя так и учащихся к достижению поставленных целей.

Современному учителю, а тем более учителю-исследователю важно не только овладеть надежных и объективных методик контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг». Понятие «мониторинг» находит широкое применение и в других науках. Особенно часто встречается понятие «экологический мониторинг» как система досрочных наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирования её возможных изменений.

В педагогической науке в последние годы также широко используется это понятие. Что же такое «педагогический мониторинг». «Педагогический мониторинг – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива. Таким образом, проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого.

Приоритетные проблемы педагогического мониторинга, актуальность которых не вызывает сомнений, следующие:

  • изучение и оценка целей, содержания учебных и воспитательных программ;
  • разработка эффективного применения государственных образовательных стандартов;
  • оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
  • оценка современных педагогических технологий обучения и воспитания;
  • комплексная оценка эффективности функционирования развития и саморазвития, особенно инновационных образовательных систем ( школ, лицеев, гимназий, колледжей и вузов)
  • оценка качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, включая компьютерные технологий обучения в их целостном единстве;
  • комплексная экспертная оценка эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценка возможностей их творческого переноса в условия России;
  • создание диагностической (психологической, валеологической, социологической, педагогической) служб получения объективной информации о качестве развития и саморазвития образовательно-воспитательной системы.

Современной школе, как традиционной, так и инновационной, необходима как психологическая, так и валеологическая служба с целью разрешения психологических и валеологических проблем в воспитании и саморазвитии учащихся. В настоящее время школе требуется социально-валеологическая и психолого- педагогическая служба, которая комплексно решала бы те задачи, которые вписываются в понятие педагогического мониторинга.

При проведении педагогического мониторинга с целью оценки качества воспитания выявляется необходимость создания в школе службы оперативной и комплексно диагностики личности и коллектива.

Ключевые задачи при организации мониторинга реализации принятой образовательной программы – определение критериев качества её реализации, отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов, установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника».

Система показателей мониторинга в нашей школе включает следующие группы:

  • обученность учащихся по отдельным предметам
  • сформированность общеучебных умений и навыков
  • воспитанность учащихся
  • уровень развития креативной интеллектуальной, эмоционально-волевой ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся
  • состояния здоровья, здоровьесберегающий потенциал
  • системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой
  • кадры.

Уровень воспитанности учащихся, определяемый в нашей школе (Приложение №1), содержит следующие критерии:

  • Отношение к учению,
  • Отношение к труду,
  • Дисциплинированность,
  • Ответственность
  • Положение в коллективе
  • Коллективизм и товарищество
  • Доброта и отзывчивость
  • Честность и правдивость
  • Простота и скромность
  • Бережливость
  • Отношение к родителям

Уровень воспитанности определяется сначала на уровне классов, затем сведения собираются и обобщаются по всей школе.
С 1999 года в школе внедрен «Паспорт здоровья» ученика (Приложение №2) , где каждый год отмечаются показатели физического развития здоровья, участие ребёнка в различных спортивных конкурсах.

Со второго класса на каждого ученика открывается «Профориентационная карта» (Приложение №3), лист интересов.

Акт обследования жилищных условий учащихся ведётся с момента поступления ребёнка в школу. В начале каждого учебного года классные руководители совершают посещение на дому и по итогам данного посещения заполняют акт. В Акте фиксируются все изменения, произошедшие в семье ученика (пополнение семейства, смерть близких и т.д.)
Портфолио классного руководителя содержит следующие критерии:

– сведения о классном руководителе;
– самоанализ работы как классного руководителя;
– уровень воспитанности класса;
– успеваемость/качество обученности;
– результаты участия в различных конкурсах;
– работа по профилактике правонарушений;
– посещаемость в классе;
– исследовательская деятельность как классного руководителя;
– панорама дел;
– авторские программы по проблеме воспитания;
– выступления на различных уровнях;
– инновации в работе классного руководителя;
– видео, фотоматериалы;
– публикации в СМИ.

Каждый классный руководитель ведёт дневник наблюдений: подробные сведения об учениках, их характеристика, то есть не только данные наблюдений бесед, но и их анализ.

Использованная литература:

1. Журналы «Классный руководитель» за 2004-2005 годы.
2. Журнал «Воспитание школьников», 2002 год № 6.
3. Настольная книга классного руководителя.
4. Журнал «Магариф» 2005 год, № 8.