Использование учебных Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


В конце ХХ в. наша цивилизация вступила в стадию развития, которая получила название информационного общества. На протяжении тысячелетий человечество  накапливало знания и совершенствовало способы их хранения. С изобретением ПК появилась возможность более эффективно их обрабатывать и представлять. Однако сегодня человек вынужден «учиться всю жизнь», так как знания устаревают очень быстро. В первую очередь, это отражается на качестве образования, которое вынуждено непрерывно развиваться и совершенствоваться. Таким образом, современная система образования нуждается в разработке и внедрении  иных подходов к организации процесса обучения. Для нынешнего школьника, живущего в эпоху информационных технологий, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость формирования особой информационной культуры личности и нового мышления.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль учителя, основная задача которого состоит в том, чтобы стимулировать творческую деятельность учащихся, направлять их  личностное развитие в нужное русло. В этих условиях неизбежен пересмотр уже сложившихся организационных форм учебной работы. Если раньше в обучении, как правило, преобладал объяснительно-иллюстративный метод, то сегодня урок должен быть насыщен практическими и творческими заданиями поискового и исследовательского характера. Ключевая роль принадлежит самостоятельной, индивидуальной и групповой работе учащихся. В связи с этим, к задачам современного урока можно отнести следующее:
-  формирование прочных,  глубоких  знаний предмета;
- развитие у школьников навыков и умений самостоятельного овладения знаниями;
-  формирование устойчивых мотивов, самообучения и самовоспитания;
-  формирование нравственных общечеловеческих ценностей.
Говоря об обучении иностранным языкам, следует помнить, что главной  целью является формирование и развитие коммуникативной компетенции учеников. Для этого на уроке нужно создать условия практического овладения языком для каждого учащегося в отдельности. Учитель должен  выбрать такие методы обучения, которые позволили бы всем ученикам проявить себя. Как показала практика, реализации перечисленных целей и задач способствует внедрение в процесс образования современных педагогических технологий,  таких как:
-  методика научно-исследовательских проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- использование новых информационных технологий и  Интернет-ресурсов.
В своей статье мне бы хотелось уделить особое внимание использованию в процессе обучения Интернет-ресурсов, так как возможности Глобальной сети огромны. Каждый человек, не выходя из дома, может получать абсолютно любую информацию (новости, статьи из журналов и  газет и журналов и т. д.), где бы она ни находилась Это бесценная необъятная база для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования личности.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал с различной тематикой на разных языках. Однако одно только наличие доступа к Интернету не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Работа с данным видом образовательных ресурсов должна быть организованна грамотно и рационально с методической точки зрения, иначе ученики просто захлебнуться в изобилии информации разного содержания и качества. В связи с этим возникла необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.
Обычно выделяют пять видов учебных Интернет-ресурсов [1]:

  • хотлист (hotlist) – список Интернет сайтов с текстовым материалом по изучаемой теме.
  • мультимедия скрэпбук (multimedia scrapbook) – своего рода коллекция ресурсов мультимедиа. Здесь содержатся  ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы, видеклипы, анимационные виртуальные туры.
  • трежа хант (treasure hunt) содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. К каждой ссылке прилагаются вопросы по  содержанию сайта. С помощью вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся в нужное русло. В конце учащимся задается общий вопрос, ответ на который вытекает из ответов на предыдущие.
  • сабджект сэмпла (subject sampler) содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы (фотографии, видеоклипы, графическая информация). После изучения темы учащимся необходимо ответить на несколько вопросов, направленных на обсуждение актуальных дискуссионных тем.
  • вебквест (webquest) – сценарий организации проектной деятельности учеников с использованием ресурсов сети Интернет.

Последний вид учебных Интернет-ресурсов является самым сложным, поскольку включает в себя компоненты четырех предыдущих и предполагает проведение проекта с участием всех обучаемых. По моему мнению, такой Интернет-ресурс может быть использован в старших классах с высоким уровнем подготовки.
Как показывает практика внедрения Интернета на уроках иностранного языка, учащиеся редко встречаются с трудностями при работе с такими учебными ресурсами, как  хотлист или мультимедия скрэпбук. Они довольно быстро находят необходимые текстовые файлы, скачивают иллюстрации и аудиофайлы. Это объясняется тем, что большинство учеников имеют ПК и доступ к Интернету дома и поэтому уже обладают соответствующими навыками и умениями. Что же касается сформированности коммуникативной компетенции, то здесь далеко не во всех случаях  нашему взору представляется радужная картина. Уровень ее сформированности можно проследить, используя на уроке  трежа хант. На мой взгляд, этот учебный Интернет-ресурс является самым эффективным из всех пяти видов ресурсов, так как не содержит сверхсложных заданий и, в то же время, требует от учащегося осмысления материала по определенной теме, умений сформулировать свою точку зрения. 
На одном из уроков немецкого языка в рамках темы «Ausländer» (учебник «Немецкий язык. Контакты», Г.И. Воронина, И.В. Карелина, 10/11 кл.,  М: Просвещение, 2002) я предложила одиннадцатиклассникам изучить демографические особенности Германии с помощью следующего трежа хантa:


 
Thema: Bevölkerung Deutschlands

Einleitung:

Heute sprechen wir über die Befölkerung und demografische Situation in Deutschland. Sie haben eine Liste mit den Fragen zum Thema. Um sie zu beantworten, müssen Sie nach der nötige Information im Internet suchen. Dabei helfen Ihr die Internet-Ressourcen, die finden Sie unter den Fragen. Es gibt auch eine große Frage zum Thema. Sie können diese Frage beantworten, wenn Sie die ganze Information studieren.

Fragen:

1.Wie groß ist die Bevölkerung Deutschlands?
2. Wie groß ist Bevölkerungsdichte der Bundesrepublik?
3. Wieviel ausländische Staatsbürger leben in Deutschland?
4. Wieviel Millionen Menschen leben in Deutschland mit  Migrationshintergrund?
5. Nennen Sie der wichtigste Faktor der Bevölkerungsentwicklung in der BRD?
6. Welche nationale Minderheiten leben in Deutschland? 
7. Was kann man sagen über Religionen in der BRD?
8. Zählen sie die wigtigste Religionen und geistige Gemeiden?

Internet-Ressourcen:
http://de.wikipedia.org/wiki/Demographie_Deutschlands
http://www.destatis.de/jetspeed/portal/cms/Sites/Internet/ DE/Content/Statistiken/Bevoelkerung.psml
http://deutsch-uni.by.ru/deutschland/deut_volk.shtml
http://de.wikipedia.org/wiki/Deutschland#Religionen

Hauptfrage:
Was kann man über heutige demografische Situation in der BRD sagen? Argumentieren Sie Ihre Meinung. Wie meinen Sie, was passiert mit der Befölkerung Deutschlands weiter?

Учащиеся разделились на группы по 3 человека, каждая группа получила распечатку с вопросами и Интернет-ссылками. Трежа хант можно создать и в электронном виде, как документ Word, поместив его на компьютерах, где будут работать группы учащихся. Это позволит сэкономить время и облегчит работу, так как ученикам достаточно будет скопировать необходимую ссылку, не набирая ее на клавиатуре. 
Следует сказать, что работа с Интернет-ресурсами, как и с ЦОР в целом, сопряжена  с рядом трудностей, с которыми неизбежно столкнулась и я. Условно их можно разделить на:

  • технические (по каким-либо причинам нельзя открыть файл; некоторыми сайтами не поддерживается немецкий алфавит, что негативно отражается на восприятии информации; иногда файл очень долго загружается и т. д.)
  • языковые (недостаточный лексический запас у учащихся, что затрудняет, а порой даже делает невозможным перевод, как некоторых слов, так и всего текста; незнание учениками идиоматических выражений, что часто приводит к искажению перевода; отсутствие языковой догадки: учащийся не всегда может перевести слова, состоящие из нескольких основ, хотя и знает значение этих слов по отдельности и т.д.)

Решающее значение на уроке имеют языковые трудности. Если технические проблемы далеко не всегда могут быть устранены учителем (нельзя, например, повлиять на скорость загрузки файла или его качество), то попытаться избавиться от трудностей языковых он просто обязан. Итак, каковы же пути их устранения?

  1. Материалы Интернет-ресурсов чаще всего представляют собой аутентичные тексты, поэтому важно, чтобы у учащегося уже были сформированы необходимые навыки и умения работы с такими текстами. Перед тем как проводить уроки с использованием ресурсов глобальной сети, я бы рекомендовала учителю посвятить некоторое время работе со статьями из немецких газет и журналов.
  2. Необходимо постоянно расширять словарный запас учащихся и развивать языковую догадку. Этого можно достичь опять таки при помощи привлечения дополнительного материала для чтения (лучше аутентичного).

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, внедряя  Интернет в процесс обучения, учитель должен четко определить для себя цели, для которых он будет использован. Работа с Интернет-ресурсами на уроке иностранного языка в средней школе требует предварительной подготовки и грамотной методической организации образовательного процесса. В противном случае оно может привести к негативным последствиям: формированию у учащихся ложного стереотипа культуры, отрицательную оценку некоторых традиций и обычаев страны изучаемого языка и т.п.   

Использованная литература.

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. –  2008 г. – №6

2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. –  2001 г. – №2, 3.

3. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004

4. Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2.

5. Belz J.A., Thorne S.L. Computermediated Intercultural Foreign Lanquage Education. Boston, MA: Heinle & Heinle, 2006.