Метод проектов как способ художественного освоения мира

Разделы: Технология


1. Решение проблемной ситуации

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и программы основного общего образования по образовательной области “Технология” обращают внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями, умениями и навыками. В программах отмечается, что целью обучения по образовательной области “Технология” является “развитие у школьников технологической культуры… обеспечение возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения”. Проектные работы, которые должны помочь реализовать данную цель, являются завершающим разделом программы и количество учебных часов, отводимое для данного раздела, минимально.

Поэтому мы предлагаем несколько иной подход в реализации технологической подготовки школьников. Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать использование данного метода на занятиях по технологии с работой в творческом коллективе, который объединяет обучающихся для выполнения проектов повышенной сложности за счет внеучебного времени.

В целях усиления практической направленности в обучении и интегрирования содержания образования на базе гимназии №11, где имеются все возможности для проектного обучения, отличного от традиционного, нами (преподавателям технологии Приходько Т.Н. и преподавателем дополнительного обучения Суптеловой А.Х.) был создан творческий коллектив театр моды “Коктейль” (1994 год).

Коллектив театра моды представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. При этом ученик имеет возможность самостоятельно и добровольно избирать содержание и эмоционально ценностные ориентиры деятельности, вливаясь в коллектив единомышленников. Целью занятий творческого коллектива театра моды “Коктейль” мы считаем вовлечение детей в процесс художественного освоения мира, приобщение их к творческой деятельности, овладение навыками декоративно-прикладного искусства, изучаемого по принципу “от простого к сложному”, развитие индивидуальных способностей каждого ученика через взаимное проникновение жизни и искусства.

Выполняя данные проекты, обучающиеся учатся определять задачу, не боясь новизны и сложности проблемы, проявляют инициативу, самостоятельность при принятии оригинальных решений. При этом ответственность за результаты труда лежит на каждом исполнителе.

Практическая связь между учебной и внеучебной деятельностью в корне меняет содержание учебного процесса и позицию учителя, который становится разносторонним консультантом. Перестраивается организация учебы, и учебный план предстает как система выбора обучающихся, а не последовательное прохождение тем. Проект имеет сложный, вариативный, комплексный характер. В этом состоит коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной) деятельности. Кроме того, в ходе проектной деятельности возникает новая образовательная ситуация, которая шире учебной.

Основой мотивации обучающегося служит не учитель с угрозой поставить двойку или тройку, а продукт – реальный практический результат познавательной и практической деятельности ученика в форме завершенной, социально значимой деятельности. Переход от урочной системы к организации системной проектной деятельности изменяется и система оценивания, отпадает потребность в отметках и создается ситуация успеха для каждого ученика.

Деятельность педагога, работающего при такой организации, будет не столько обучающей, сколько развивающей, и базироваться она должна не на узких дидактических знаниях, а на владении разнообразными тактиками педагогической поддержки – консультирование, взаимодействие, сотрудничество. К сожалению, этого нет в повседневной практике педагогического образования, и учителя работают в узкой профессиональной предметной деятельности, вновь и вновь используя заезженную классно-урочную систему.

2. Представление участников проекта

В 1994 году на базе гимназии №11, что находится в центре города и где имеется необходимая материальная база - прекрасный кабинет, оснащенный современными швейными машинами, оборудованием для влажно-тепловой обработки, компьютер с выходом в сеть Интернет, появился театр моды “Коктейль”. Целью создания творческого коллектива явилось желание учащихся пройти путь от простейших швов до сложных отделок; от одежды для себя до разработки и создания творческих моделей; от изучения пропорций фигуры человека до разработки эскизных проектов; от застенчивой девочки-подростка до уверенной в своих силах манекенщицы.

Для достижения этой цели необходимо было осуществить следующие задачи:

  • приобрести знания в области культуры одежды;
  • формировать образное мышление, художественный вкус, умение гармонически сочетать свой облик и стиль с костюмом;
  • разрабатывать и создавать целостные коллекции моделей;
  • приобрести навыки и совершенствовать качество мастерства в пошиве швейных изделий.

В театре моды обучающиеся от 12 до 17 лет. Этот период приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся самоутвердиться в жизни, проявляют интерес к будущей профессии, пробуя себя в различных сферах деятельности.

На примере реализации проекта по созданию костюмов коллекции “Антре в горох” мы хотим познакомить вас с деятельностью коллектива.

Коллекция “Антре в горох” для веселого задорного подростка из ткани в яркий красно-синий горох. В основе коллекции костюм из дерзких мини-капри или шорт, простой и легкой блузы на основе кимоно и сарафана- мини- платья. Чтобы уравновесить зрительное восприятие ввели гладкокрашеную ткань белого и красного цвета; чтобы выделить некоторые детали - ткань в полоску. Дополняет костюм головной убор из флиса, изготовленный по форме круга или квадрата, с китовым усом по краю, который придает пластичность головным уборам и позволяет трансформировать различные оригинальные формы.

Какие ассоциации вызывает у вас россыпи горошка от самого крошечного до самого огромного? Конечно же, петрушка, клоун... Ведь у него и рубаха в горох, и нос круглый, т.е. горошинкой. Образ клоуна в костюме, выполненном в стиле печворк, со съемным воротником и манжетами “арлекино”, в головном уборе с бубенцами подчеркивает задорность и жизнерадостность коллекции.

<Рисунок1>

3. Организация и последовательность реализации проекта

Сроки реализации Этапы создания творческого проекта
1 2 3
1 09.06-10.06 Подготовительный этап: исследовательский. Учащиеся посещают музеи, библиотеки, просматривают видео, фотоматериалы по заданной теме, работают в системе Интернет. Результатом работы являются рефераты.
1 2 3
2 11.06-12.07 Конструкторский этап: создание эскизов, проектирование конструкций моделей, составление лекал, разработка инструкционных карт.
3 01.07-03.07 Технологический этап: выбор рациональных способов обработки изделий, составление технологических карт, разработка алгоритма изготовления изделия.
4 04.07 Заключительный этап: экологическое и экономическое обоснование, подведение итогов, выбор лучших работ, защита проекта.

3.1. Подготовительный этап

На данном этапе учащиеся знакомятся с темой коллекции и приступают к активному поиску материалов, используя журналы, книги, Интернет - сайты, посещают библиотеки и музеи. В результате поисковой и исследовательской деятельности учащиеся не только знакомятся с новым материалом, но и обсуждают его, что помогает конкретизировать идеи, образы. Поиск и сбор материала в жизни, в природе, в литературе могут стать источником оригинальных идей и замыслов. Обучающиеся изучают литературное наследие, старинные виды рукоделий, нравы, обычаи, обряды. Результатом этой деятельности являются реферативные работы учащихся по истории костюма:

1. “Русский народный костюм в контексте этнохудожественного образования”. Легенкина Елена, 101 класс.

2. “Древние знаковые символы русского народного костюма”. Приходько Анна, 91 класс, (работа отмечена на городской краеведческой конференции “Отечество” и региональной научно-практической конференции в АСФ КемГУ).

Опытно-экспериментальная работа по созданию коллекции “Антре в горох”, проводимая педагогами совместно с учениками, выполнялась по изучению традиционного вида отделки ткани в горох. Использование различных сочетаний цветовой гаммы и размеров гороха позволяет юным модельерам создавать оригинальные костюмы в соответствии со своим видением, воплощая свои мечты в жизнь.

Работа над созданием эскизов очень интересный, увлекательный процесс, позволяющий раскрыть творческий потенциал ребенка. В результате создания эскизов навеянных словом “горох” появился образ озорного, задорного, смешного, веселого “Петрушки”, клоуна. “Антре” - (в переводе с французского) выход клоуна в народ. Мы это можем видеть на примере эскизов Вали Субботиной, ученицы 9 класса.

<Рисунок 2>

3.2. Конструкторский этап

Учитывая возрастные особенности членов коллектива, изучая направления моды на новый год, осуществляется разработка костюмов коллекции. Использование тканей в горох различной цветовой гаммы и размеров рождает образ подростка с неиссякаемой энергией, веселым нравом. Способы моделирования в значительной степени зависят от требований моды, определяют силуэтные формы, пропорции и пластику одежды. Всё это нашло отражение в эскизах костюмов новой коллекции. Юный модельер должен быть знаком с приемами формообразования и использовать свои знания при создании эскиза.

Конструкция костюмов строится на основе кроя блузы “кимоно”. Изделия не сковывают движений, позволяют чувствовать себя комфортно, и раскрепощено, что присуще энергичной, неуемной сути подростка.

Костюмы различны по своей компоновке, но объединены одной темой. Сочетание различных по размеру горошин в ткани позволяет создавать оригинальное решение. Выбор модели зависит от свойств материала, что влияет на выбор формы костюма, способы обработки, отделки и декора.

Если говорить о цветовом решении композиции костюма, то он определяется в основном двумя факторами: функциональностью костюма и необходимостью смены модной гаммы. Характер цвета связан с содержанием и общим замыслом темы коллекции. Посредством цвета можно управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определенной последовательности – от главного к второстепенному. Цвет раскрывает не только эстетическое содержание одежды, но и значения его как символа, как фактора объединения людей (Эскизы к проекту “Антре в горох” Субботиной В., 9 класс).

<Рисунок3>

<Рисунок4>

<Рисунок5>

<Рисунок6>

<Рисунок7>

Работа юных дизайнеров над эскизами проектируемого костюма состоит из целого ряда последовательных этапов, в результате которых “рождается” замысел. Поиски новой формы могут идти различными путями, но всегда необходимо исходить, прежде всего, из основной идеи, побудившей к творчеству.

Важным элементом в создании завершенного образа костюма коллекции является головной убор - берет, в основе которого лежит геометрическая форма круга и квадрата и моделирование на их основе. Сегодня берет очень популярен. Дизайнеры предлагают самые разнообразные модели. Конструкционное и технологическое решение представляет собой модель, построенную на цветовом контрасте и образованную за счет оригинального взаимного проникновения одной фактуры ткани в другую.

<Рисунок8>

<Рисунок9>

Контурный край изделия выделен посредством китового уса, таким образом, что всякий раз меняет свою первоначальную форму на новую. Это является своеобразным ноу-хау данной коллекции. Два квадрата контрастного цвета, наложенные друг на друга, могут образовывать берет в форме круга путем попеременного прикрепления углов с помощью пуговиц.

3.3. Технологический этап

На данном этапе каждый учащийся, используя знания полученные на уроках технологии, имеет возможность, на ряду с привычными стандартными способами обработки изделия, применять прогрессивную технологическую обработку. Для успешной реализации данного этапа следует составлять технологические карты на обработку узлов и деталей костюмов коллекции по следующей схеме.

Составляется план практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования, выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию, составление инструкционной карты изготовления изделия.

№ п/п Выполняемые операции Материал Инструменты и принадлежности
       

В процессе подробной проработки технологических операций из множества вариантов выбирается лучший, наиболее оптимальный для данного узла.

Выбор дидактического материала зависит от непосредственной задачи, решаемой на том или ином занятии.

Свойства ткани, используемые для создания костюмов коллекции, играют немаловажную роль в определении задач и оптимальных способов решения. Рисунок ткани может визуально укрупнить фигуру и уменьшить ее, облегчить или сделать более монументальной. Каким бы модным не был рисунок, его следует использовать в композиции так, чтобы он соответствовал размерам человеческой фигуры, ее пластике.

<Рисунок10>

3.4. Заключительный этап

Этот этап включает в себя оценку и анализ выполнения изделия в рамках предложенного проекта, экономическое и экологическое обоснование, подведение итогов деятельности, защиту проекта.

Наиболее полную оценку изделия дает следующая форма:

  1. Название изделия;
  2. Какие потребности оно призвано удовлетворять;
  3. Примерная стоимость;
  4. Визуальный анализ изделия
    - изображение изделия в эскизах;
    - изображение изделия в чертеже;
    - наиболее интересные изображения подобного изделия, найденные в журналах, видео, Интернет-сайтах;
  5. Общая оценка изделия
    - эстетические характеристики – стиль и эргономические показатели;
    - функциональное назначение – насколько изделие соответствует своему предназначению;
    - выбор и использование материалов;
    - жизненный цикл – соответствие изделия заданной теме коллекции;
    - влияние на окружающую среду и общество;
    - возможности усовершенствования изделия;
  6. Анализ производства
    - как производят данное изделие;
    - почему выбраны эти методы производства;
  7. Маркетинг
    - развитие данного изделия в исторической перспективе;
    - каков потенциальный рынок;
  8. Испытание изделия
    - сравнение с изделиями-конкурентами;
    - обсуждение результатов.

При проектировании коллекции необходимо учитывать некоторые правила, обеспечивающие единство композиции, стилевого решения:

интеграция предметов культурологического цикла, на протяжении всего периода создания коллекции от выполнения эскизов (ИЗО),

  • разработка конструкции изделия (технология),
  • выбор музыкального сопровождения (музыка),
  • хореографическая постановка коллекции

Всё это помогает обрести замыслу коллекции свой неповторимый образ.

Костюмы коллекции выполненные из ярких тканей в горох помимо своей зрелищности, оригинальности кроя имеют большую экономическую выгоду, так как материальные затраты вполне доступны и изготавливаются своими руками.

Введение элементов техники пэчворк позволяет использовать все виды лоскута и выпадов для производства костюма, что дает возможность создавать экономичные по своей стоимости модели. Пэчворк идеально отражает дух современности, выражая в одежде индивидуальность и творческие способности ее владельца.

При создании проекта стоит задача реализации здоровьесберегающего компонента:

  1. Использование вискозной ткани легкой, гигроскопичной, пластичной, в основе которой лежит целлюлоза, обладающей благоприятными гигиеническими свойствами.
  2. Конструктивные особенности изделий построены на свободных формах изделий, комплект костюма состоит из множества элементов одежды, что обеспечивает взаимозаменяемость и свободу движения подростка.

4. Результат реализации проекта “коллекция “Антре в горох” 2006 год

Начинается веселье –
Манит нас “Антре в горох”
Взмах рукой – волшебный миг
Ахнул зал и вдруг затих:
Разноцветные горошки
Разбежались по дорожке.

  • Гран-при в городском конкурсе “Юные звезды Кузбасса”
  • Специальный диплом Департамента образования Кемеровской области “За грамотное композиционное решение коллекции” областного конкурса “Юные звезды Кузбасса”
  • “ГримМаски” в г. Томске, лауреат II степени, диплом участникам коллектива за яркую демонстрацию костюма в коллекции.
  • XII Межрегиональный конкурс юных модельеров “Мода и время 2006” Диплом за I место в XII открытом межрегиональном конкурсе юных модельеров “Мода и время” в номинации “Стиль жизни”.

<Рисунок11>

<Рисунок12>

Участники коллектива, стремясь к самореализации во внеурочной деятельности, нашли применение своим талантам. Для одних это хореографическое воплощение идеи на сцене. Например, солистка коллектива Ксения Петрова получила диплом “За яркую демонстрацию костюма”, в межрегиональном конкурсе “Грим Маски” в г. Томске.

Для других – создание костюма, работа над элементами отделки, изготовление образцов декоративно-прикладного искусства. Например, Алёна Скабёлкина получила диплом “За раскрытие образа” в этом же конкурсе.

Позитивные результаты проектной деятельности учащихся:

Любой учитель всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет доминировать - целенаправленное предметное преподавание и следование логике учителя или разнообразная самостоятельная природосообразная/ культуросообразная деятельность школьника и развитие его творческой активности.

Предлагая свой подход в реализации проектной деятельности обучачающихся, мы постарались максимально вовлечь их в процесс художественного освоения мира. При выполнении проектов по изготовлению швейных изделий мы использовали интеграцию с предметами культурологического цикла: изобразительное искусство (эскизы), музыка, хореография (театрализованная постановка показа коллекции), история (поиск сведений по истории костюма), литература (каждая коллекция сопровождается стихами). Увеличение учебного времени помогает учащимся расширить свой практический и социальный опыт. И на этой основе строить содержание собственного технологического образования, открывая возможности для практической творческой самореализации. При этом наши учащиеся выполняют практическую работу два-три раза в неделю на реальных рабочих местах. Происходит смена видов деятельности по индивидуальному учебному плану.

При показе коллекции происходит групповая рефлексия. Повышение имиджа обучающихся способствует сохранению психологического здоровья (нет синдрома безразличия, безответственности, неполноценности), возрастает положительная мотивация для самообразования.