"Луч Надежды" (по рассказу Л.А.Андреева "Петька на даче" и Э.Э."Хачыгыр"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Дать представление об эпохе.
  • Выработать навыки анализа произведения.
  • Раскрыть содержание изучаемых произведений.
  • Воспитать эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать героям произведения.

Оборудование:

  • Портреты писателей: Л.Н.Андреева, Эрилика Эристина.
  • Тематический стенд о писателях
  • Таблица сравнительного анализа.
  • Компьютер.

Опережающее задание: прочитать рассказы “Петька на даче”, “Хачыгыр”

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок, который мы назовём “Луч надежды”. Его необычность в том, что мы будем работать по двум произведениям. Вы их дома прочитали.

Вам понравились рассказы?
Какой рассказ произвёл на вас впечатление?
Когда был напечатан рассказ “Петька на даче” у читателей появился вопрос: кто скрывается под псевдонимом Леонид Андреев? Чехов или Горький?
Так кто же он, Леонид Андреев?

Ответ на этот вопрос нам даст (имя ученика).

2. Знакомство с биографией писателя через компьютерную презентацию.

(рассказ ученика о биографии Л. Андреева).

3. Cлово учителя.

Двадцатью годами позже в небольшом якутском селе в зажиточной семье яковлевых родился мальчик, назвали его семён. Кем же он стал ? Об этом расскажет ( имя ученика).

1) Компьютерная вставка (рассказ ученицы о детстве и творчестве Эрилика Эристина – Семёна Яковлева).

Учитель: Итак, “Хачыгыр” и “Петька на даче”. Что по вашему объединяет эти рассказы? (ответы учащихся).

И вот наша задача: узнать есть ли надежда, хоть маленький луч, на хорошую, лучшую жизнь у Петьки и Хачыгыра?

Чтобы узнать об этом, обратимся к композиции рассказов.

Вспомним, что такое композиция.

2) Компьютерная вставка: композиция – это построение, расположение и взаимосвязь всех частей.

Какова композиция рассказа “Хачыгыр”?

3) Компьютерная вставка:

  1. Тяжёлая работа мальчика.
  2. Воспоминания о семье.
  3. Нескончаемый труд.
  4. Гибель хачыгыра.

А теперь обратимся к рассказу “Петька на даче”:

4) Компьютерная вставка:

  1. Тяжёлые будни петьки в парикмахерской.
  2. Счастливые деньки на даче.
  3. Возвращение в город.
  4. Бесконечная работа в парикмахерской.

Что общего в этой композиции? (пункты 1-3-4).
А чем они различаются? (в обеих произведениях разным является пункт 2).

Здесь мы видим , что композиция кольцеобразная , или мотив замкнутого кольца.

Каждый рассказ начинается с описания “устройства” того мира, в котором пребывает главный герой. Каков этот мир у Петьки и Хачыгыра?

4. Описание парикмахерской (выразительное чтение) и пересказ о хозяевах Хачыгыра.

Работа по таблице.

Система Образов
Мир парикмахерской. Хозяева Хачыгыра.
Николка – друг Петьки;
Осип Абрамович – хозяин;
Прокопий и Михайла – подмастерья;
Посетители.
Кутур Костокуун – хозяин;
Кэччэгэй Кэтириинэ – хозяйка;
Бычыгыратар Басилай – их сын;
старик Айгылла – батрак.

Вот в этом мире и возникает образ маленького мальчика:

  1. Окрик – худая маленькая ручонка.
  2. Маленькая, худая фигурка, сгорбившаяся в углу.
  3. Всё худел…

Здесь мы видим, что автор даёт портрет постепенно.

А где же портрет хачыгыра? Его нет, есть только описание дряхлой одежды, описание работы, которую он в свои 11 лет выполняет:

  1. С раннего утра мелет зерно, ворочая тяжёлые жернова.
  2. Ухаживает за живностью хозяев: поит коров, заносит сено, убирает навоз.
  3. Заготавливает лёд и носит его в дом.
  4. Убирает снег со двора.
  5. Носит в дом дрова и топит печь…..

Вывод: элементы портрета, описание одежды дают понять о тяжелой жизни обоих мальчиков.

А мечтают ли они о чём-либо? Верят ли во что-либо?

Несмотря на однообразие жизни, и Петька, и его старший товарищ Николка верят в какую-то неопределённую, необыкновенную мечту о чём-то лучшем. И вдруг на зависть всем оказывается , что мечта Петьки о лучшей жизни готова сбыться, появилась надежда выехать куда-нибудь из этой парикмахерской в другую жизнь (символическое имя матери).

Чтение. Приезд Надежды – матери и выезд на дачу.

5) Проецируются: картины Царицыно, где находилась дача, картины природы.

Вопросы: каким стал Петька на даче?

Чтение отрывка. (Петька изумительно помолодел, ясные глаза перестали быть сонными, пропалили морщинки). Вот наслаждается прекрасной жизнью петька и не вспоми- нает своих хозяев.

Вывод: перед нами “настоящий Петька” – мальчик весёлый, румяный от свежего воздуха, купающийся с ровесниками, ловящий рыбу, весь день играющий. Он узнал о хорошей жизни, он счастлив.

Были ли светлые моменты в жизни Хачыгыра? Расскажите о них.

Ребята рассказывают о светлых воспоминаниях Хачыгыра в кругу семьи, когда он беззаботно жил с родителями.

Вывод: здесь мы видим, что воспоминания хачыгыра только усугубляют трагичное положение бесправного мальчика, который выполняет изо дня в день изнурительную, непосильную для 11-летнего мальчика работу.

Как долго продолжалось счастье петьки? (не долго)
Что же случилось? (ответы о том, что приходит известие от хозяина парикмахерской о необходимости возвращения.)

Горе мальчика безгранично. Писатель точно и глубоко изображает внутреннее состояние героя. Найдите в тексте глаголы, характерезующие это состояние.

Ребята находят эти глаголы: кричит, катается, бьёт кулаком.

Как относятся к такому поведению окружающие и автор? (анализ реакции хозяев дачи, а также автора)

Вывод: хозяева дачи жалеют ребёнка, а автор – не только жалеет, но и сопереживает.

Но есть ли надежда у Петьки на хорошую жизнь? (Да.)
Какие эпизоды об этом говорят? (Оставленная удочка. Рассказы о даче.)

Вывод: у Петьки пусть не большая надежда, а луч надежды на хорошую жизнь всё же есть.

А Хачыгыр не увидел этой жизни, он погиб и виноваты в гибели ребёнка хозяева дома.

Итак, мы с вами узнали о трудной жизни детей, о стремлении детской души к прекрасному, лучшему.