Индивидуальное (коррекционное) занятие по развитию зрительно-пространственной ориентации у младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: коррекция зрительно-пространственной ориентации, оптического гнозиса и зрительного внимания.

Оборудование: компьютер, разрезная картинка, сундучок, дидактический материал к играм «Космодром», «Повтори за мной», зашумлённая картинка, таблица Шульте, коробка с сюрпризом, кукла Лунтик.

Продолжительность занятия: 25 минут.

План занятия:

  1. Оргмомент (психогимнастика) - 1 минута.
  2. Разминка (гимнастика для пальчиков, кинезиологические упражнения, массаж БАТ) – 4 минуты.
  3. Работа по теме – 18 минут.
  4. Итог занятия – 2 минуты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Имитация мимики:

  • Представь себе, что ты увидел что–то красивое.
  • Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.
  • Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

2. Разминка.

  • Гимнастика для пальчиков (колечки, « ленивые» пальчики, повтори за мной).
  • Кинезиологический комплекс упражнений для коррекции межполушарного комиссура («кулак – ребро – ладонь», «ухо – нос»).
  • Массаж БАТ (кончик носа, мочки ушей, ямки за ушами, теменная область, «третий глаз», точка у большого пальца).

3. Работа по теме.

- Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации (повтори за мной).

Проба Хеда: Вот моя правая рука, покажи свою такую. Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди). Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха. Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик с волшебным сундучком. В нём задания, которые необходимо выполнить, чтобы Лунтик мог вернуться на свою планету.

Учитель: Рассмотри картинку, что здесь изображено (зашумлённая картинка).

Ребёнок называет предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: Собери картинку (разрезная картинка).

Ответь на вопросы. Что изображено на картинке? Откуда мальчик катится? С какой руки упала варежка? Где находится собака по отношению к мальчику? Что у мальчика на голове? Что находится под ногами у мальчика? Что находится слева от мальчика? Что находится справа от мальчика?

Учитель: Сосчитай быстро от 1 до 20 по таблице.

Ребёнок зрительно отыскивает цифры и называет их по порядку.

Учитель: Где находится цифра 1, в каком ряду, в какой колонке? И т.д.

Ребёнок отыскивает и называет координаты заданных цифр.

Учитель: Нужно помочь Лунтику составить карту звёздного неба.

Ребёнок раскладывает на листе предметы согласно инструкции учителя. Сверяет с эталоном карты. Приложение 1 (слайд1).

Инструкция учителя к карте звёздного неба:

  1. В центре листа расположи ракету оранжевого цвета.
  2. В верхнем правом углу расположи треугольник красного цвета.
  3. Над ракетой расположи квадрат коричневого цвета.
  4. Слева от ракеты расположи кольцо зелёного цвета.
  5. В верхнем левом углу расположи облако белого цвета.
  6. Под ракетой расположи цветок.
  7. В нижнем правом углу расположи летающую тарелку фиолетового цвета.
  8. В нижнем левом углу расположи круг синего цвета.
  9. Справа от ракеты расположи звезду жёлтого цвета.
  10. Покажи самую маленькую фигуру и назови её. ( Квадрат коричневого цвета).
  11. Покажи самую большую фигуру. (Звезда жёлтого цвета).
  12. Как, расположена звезда по отношению к ракете? ( Справа от ракеты).
  13. Как, расположена звезда по отношению к летающей тарелке? (Звезда расположена над летающей тарелкой).

Учитель: Игра «Космодром». Чтобы Лунтик мог улететь домой на Луну нужно на своём поле расположить точно также космические корабли как у диспетчера. Приложение 1 (слайд2). Если нарисуешь всё правильно – корабль взлетит. Молодец! Со всеми заданиями ты справился. А где Лунтик? Да он улетел.

4. Итог.

Учитель: Ты хорошо потрудился. Лунтик решил тебя отблагодарить и оставил тебе сюрприз. Но ты должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку с синим бантом, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можешь отдыхать. До свидания.

Список используемой литературы.

  1. А.И. Корнев. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 г.
  2. О.А. Степанова. Профилактика школьных трудностей. М., Т.Ц., «Сфера», 2003 г.
  3. А.Ф. Ануфриева. С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось – 89», Москва, 2005 г.
  4. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Т.Ц., «Сфера», 2001 г.

Все картинки, размещенные в работе, являются ссылками на оригиналы большего размера.