"Цветоводство. Ландшафтный дизайн"

Разделы: Технология


Модуль: Агротехнологии.

Тип урока: Комбинированный, интегрированный.

Цели урока:

Образовательные: Способствовать формированию представления о ландшафтном дизайне, осознанию технологического процесса выращивания цветочно-декоративных растений.
Развивающие: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся, их творческой активности.
Воспитательные: Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, трудовых качеств личности.
Профориентационные: Способствовать развитию представления о работе ландшафтных дизайнеров, формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии дизайнера.

Обеспечение урока: мультимедийная презентация, дополнительная литература по цветоводству (Ландшафтный дизайн. В.А. Воронов, М. – АСТ-Астрель, 2006; Любимый сад для увлечений. М.Максимова, М. и Н. Кузьмины, М. – Эксмо, 2006; Цветы в вашем саду. И.Тимошин, С-П, Паритет, 2005; Как вырастить цветы. Д.Б. Кудрявцев, Н.А.Петренко. М.- Просвещение 1993), справочные карточки, карточки задания, цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • приветствие
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • доведение до учащихся целей и плана урока.

2. Вводная беседа (слайд №1).

Цветковые растения получили самое широкое распространение, выращивают их повсюду от дворцовых парков до скромных садов горожан.

Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле:
То – дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жан Делиль

История цветоводства исчисляется тысячелетиями. Выращивать декоративные растения люди стали очень давно. Первыми растениями, пересаженными человеком в сад, можно считать лотос и розу. В России первое упоминание о декоративных растениях относятся к XVII веку. Сейчас всё больше внимания уделяется озеленению городов, посёлков. Занимаются этим цветочные хозяйства. Где трудятся аграномы-цветоводы, механизаторы, рабочие по обеспечению теплиц электроэнергией, водой. А кто же проектирует все городские цветники, занимается подборкой растений для них?

Это, конечно же, дизайнер, ландшафтный дизайнер – человек, занимающийся творческим проектированием.

(Слайд №2) Давайте и мы сегодня пройдём небольшой курс обучения профессии дизайнера ландшафта. (ландшафт – общий вид местности, пейзаж)

Какие требования предъявляют к профессии дизайнера? (любовь к природе, эстетический вкус, знание биологии растений, агротехнология выращивания)

3. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа).

В осенний период вы познакомились с цветочно-декоративными растениями пришкольного участка, собирали семена цветов, обрабатывали почву.

Вопрос. Давайте вспомним строение цветкового растения, и какие функции выполняют части растения? (Слайд №3)

Корень – поглощение из почвы воды и минеральных веществ.
Лист – поглощение солнечной энергии и образование органических веществ.
Стебель – проведение воды и питательных веществ.
Цветок, плод, семена – органы семенного размножения.

Вопрос. Какие условия необходимы для выращивания растений? (Слайд №4)
(питательные вещества, вода, тепло, солнечная энергия, свет)

4. Изложение нового материала.

Использование цветочных растений в озеленении.

Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной.

Цветники регулярные: клумбы, рабатки, бордюры, солитеры.

Ландшафтные композиции: миксбордеры, партеры, каменистые участки.

Посмотрим, что же представляют собой эти виды цветков.

Альпинарии, рокарий (Слайд №5)

Партеры (Слайд №6)

Клумбы. (Слайд №7)

Бордюры (Слайд №8)

Работники, миксбордеры (Слайд №9)

Газоны, солитеры (Слайд №10)

Перголы, трельяжи, беседки (Слайд №11)

Немного фантазии (Слайд №12,13)

Сад – огород (Слайд №14)

Подборка цветовой гаммы в цветниках. (Слайд №15)

Использование цветов в озеленении – это настоящее искусство. Наша задача оформить школьный двор. На пришкольном участке ассортимент растений нужно подобрать так, чтобы цветение продолжалось до поздней осени. Лучше всего подбирать долго цветущие летники (петунья, бархатцы, флоксы, агератум, левкой, львиный зев). Для украшения школьного двора удобно разбить рабатки, клумбы, построить рокарий. На заасфальтированных участках можно использовать ящики и контейнеры с цветами.

Сегодня мы с вами будем работать над композиционным решением расположения растений на клумбе. Поверхность клумбы обычно плоская или слегка приподнятая в центре. Клумбы оформляют однолетними, цветущими и декоративно – лиственными растениями. Рисунок расположения растений, как правило, простой. Их обычно засаживают 1-3 видами или сортами одного вида растений. Можно высаживать растения по рисунку. Он может быть сложным и составляться из большего набора видов и сортов.

5. Практическая работа. Составление рисунка на клумбе.

Оборудование: справочная литература, цветные карточки с цветочно-декоративными растениями, альбомные листы, чертежные инструменты, цветные карандаши.

Задание: даны растения: агератум (белый, голубой), бархатцы низкорослые (желтые, коричневые), петунья (смесь цветов), львиный зев (смесь цветов). Создать цветовую композицию из имеющихся растений на клумбе.

Возможны варианты: Золотая рыбка, Облачное небо, Рыжий кот, Солнышко, и т.п.

6. Подведение итогов урока.

Разбор эскизов: самоанализ, оценка работ товарищами. Итоговая оценка.