Урок русского языка "Работа над изобразительными средствами выразительности

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Повторить, расширить и обобщить знания по теме.
  • Развивать навыки свободного владения изобразительно-выразительными средствами; умения анализировать текст.

Ход урока

I. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Вступительное слово учителя, постановка задачи урока.

Задача сегодняшнего урока – «Правильно понять текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы языка» (Н.М. Шанский).

– Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи).

– Что такое тропы? Перечислите их.

(Троп (от греческого слова, означающего поворот, оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. К тропам относится очень много различных словесных, речевых приемов, которые основаны на этом свойстве. Это метафора, литота, гипербола, ирония, отчасти и эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение).

– Какие стилистические фигуры, или фигуры речи вы помните? Назовите их.

(Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, эллипсис, риторические фигуры: обращение, восклицание, вопрос, умолчание).

II. Тестирование

(подготовка к анализу текста).

– Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест.

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ 1. Повтор слова и группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
2. АНАФОРА 2. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.
3. ОКСЮМОРОН 3. Нарушение «естественного» для данного языка порядка слов, используемого для логического выделения слов.
4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ 4. Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
5. ИНВЕРСИЯ 5. Сходное построение смежных фрагментов художественного текста.
6. АНТИТЕЗА 6. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.
7. ЭПИТЕТ 7. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

III. Отработка умений и навыков.

Слово учителя.

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева всем хорошо известно. Мы уже обращались к его мудрой книге «Письма о добром и прекрасном». Сегодня мы открываем новую страницу этой книги «Цель и самооценка».

1. Чтение текста.

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17)Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести.

(24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

2. Выполнение заданий по тексту.

  1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль.
    1) 5; 2) 11; 3) 9; 4) 15

  2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте.
    1. рассуждение и описание
    2. рассуждение и повествование
    3. рассуждение
    4. повествование

  3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
    1) 3; 2) 2; 3) 6; 4) 8

  4. Укажите способ образования слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 9).

  5. Из предложения 12 выпишите деепричастие(-я).

  6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СВОЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (предложение 4).

  7. Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого предложения.

  8. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  9. Среди предложений 6-14 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.

  10. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В этом письме из цикла «Цель и самооценка»Д. Лихачев рассуждает о цели жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого ____ (предложения 3,4) и ____ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____ (предложение 2), а также ____ (предложение 15).

    1. анафора
    2. ирония
    3. лексический повтор
    4. метафора
    5. литота
    6. вопросно-ответная форма изложения
    7. парцелляция
    8. однородные члены предложения
    9. антонимы
    10. градация

IV. Тренировочные упражнения на закрепление.

1. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. оксюморон

2. Какой троп используется в тексте?

Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
(А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. сравнение
  4. оксюморон

3. Какой троп используется в тексте?

И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н. Некрасов)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. литота

4. Какой троп используется в тексте?

Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.
(Н. Некрасов)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. гипербола
  4. литота

Ответы к заданию III

2. 1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) суффиксальный; 5) ставя; 6) согласование; 7) 2; 8) 12; 9) 13; 10) 8; 11) 1, 3, 9, 8.

Ответы к заданию IV

1) 4; 2) 3; 3) 4; 4) 3.

V. Домашнее задание.

Подобрать примеры для каждого из тропов и стилистических фигур. (5 примеров)

  1. Осел останется ослом,
    Хотя осыпь его звездами,
    Где надо действовать умом,
    Он только хлопает ушами.
    (Г.Р.Державин) (аллегория)

  2. Сидит лодырь у ворот,
    Широко разинув рот,
    И никто не разберет,
    Где ворота, а где рот.
    (гипербола)

  3. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И.А.Крылов) (ирония)

  4. «Вот охватывает ветер стаю волн объятьем крепким…» (метафора)

  5. Сияет солнце, воды блещут,
    На всем улыбка, жизнь во всем,
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь в небе голубом.
    (Ф.И.Тютчев) (олицетворение).