Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
  • Формирование познавательной мотивации через использование информационных технологий.
  • Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Воспитание дружбы и взаимопомощи, используя межпредметные связи.

ХОД УРОКА

 1. Оргмомент (Слайды 2–4)

– Ребята, вы любите сказки?
– А хотели бы сейчас побывать в сказке?
– Что нам поможет там оказаться? (Цветик-семицветик)
– Давайте встанем и произнесём магические слова.

«Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке.

2. Актуализация знаний

– В  какой сказке мы с вами оказались? (Гуси-лебеди)
– В чём сюжет этой сказки? (Гуси-лебеди унесли братца, сестра бросилась его выручать)
– У кого просила помощи сестра? (У печки, у речки, у яблони)
(Слайды 5–7)

– Давайте и мы поможем девочке найти её братца.
– Какие качества помогают сказочным героям победить зло? (Находчивость, выносливость, внимание, смекалка)
– А что поможет вам? (Внимание смекалка, память, математическая речь, активность, находчивость, вера в успех, умение преодолевать трудности)
– Проверим, насколько вы готовы и внимательны! Возьмите карандаш, посмотрите на экран.
– Посмотрите на «сказочный» числовой ряд, запомните и запишите в тетради.
– Сколько знаков запомнили? Какие? (Слайд 8)
– Проверим, у кого нет ошибок?
– Следующее испытание для вас! (Слайд 9)

Сестра старше братца на 4 года.
На сколько старше она будет через 5 лет? (На 4 года)

– Докажите свой ответ.
– Бросилась девочка догонять гусей-лебедей, а на пути ей встретилась Печка. (Слайд 10)
– Печка! Печка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу.
– Расположите эти числа по порядку. (Слайд 11)

1-й вариант – в порядке возрастания.
2-й вариант –  в порядке убывания.

– Проверим – 1-й вариант; 2-й вариант (Слайд 12)
– Что можно сказать об этих числах? (Числа второго десятка, двузначные, т. к. в записи использованы 2 цифры)
– Какие числа пропущены в вашем ряду? (11, 16, 18)
– Дайте характеристику числа, в котором одинаковое количество десятков и единиц. Какое это число? (11)
– 11 – двузначное, нечётное, соседи числа 10 и 12.
– Побежала девочка дальше. Видит – стоит Яблоня. (Слайд 13)
– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Выполнишь моё задание – скажу.
– Как разложить 6 яблок в 2 ящика так, чтобы в 1 ящике было на 2 яблока больше, чем во втором? (Слайды 14–15)
– Кто затрудняется, возьмите счётный материал.
– Проверим решение. Ответ докажите!
– Побежала девочка дальше, видит – течёт молочная река, кисельные берега. (Слайд16)
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– А ты выполни моё задание – скажу.                                                                  
– Давайте поможем девочке! Решим задачу на стр. 67, № 4. (Слайд 17)
– Рассмотрите рисунок! Что нарисовано? Как сказать одним словом? (Деревья)
– Составьте по рисунку задачу, чтобы она решалась действием сложения. (Слайд 18)
– А теперь – действием вычитания. (Слайд 19)
– Ребята 1 варианта решат задачу на сложение, 2 вариант – на вычитание.
– Проверим, как решили задачу 1 вариант! Повторите задачу, дайте подробный анализ.
– Проверим, как решили задачу 2 вариант!

 3. Физкультминутка

– Долго бегала девочка по полям, по лесам и устала. Давайте же и мы с ней отдохнём! (Слайд 20)

Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились!

– Побежала девочка дальше за братцем! Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. (Слайд 21)
– Поможем сестрице повернуть избушку!
– Выложите из палочек такой же домик. (Слайд 22)
Сколько палочек вам потребовалось? (11 палочек)
Из каких геометрических фигур состоит домик? ()
Сколько ? Сколько? Сколько?
– Переложите 1 палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону! Объясните решение. (Слайд 23)
– Какой № у избушки, если это двузначное число, нечётное, больше 11 и меньше 15? (13)
– Наберите число 13 двумя слагаемыми!
– Вызволила девочка братца и побежала домой. А Баба Яга отправила Гусей-лебедей в погоню. Добежала девочка с братцем до молочной реки. (Слайды 24, 25)
Обратилась девочка к речке:
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выполнишь моё задание – спрячу. (Слайд 26)

5 гусей летят над вами,
столько же за облаками.
7 спустились за ручей,
сколько было всех гусей?

– Прочитаем задачу хором. Как поняли выражение «столько же за облаками»? (Значит 5)
– Запишите только решение задачи! Прочитайте решение с объяснением.
– Скрыла речка девочку и гуси-лебеди пролетели мимо, не увидели их. (Слайд 27)
– Побежали опять девочка с братцем, а гуси-лебеди вот уж близко летят, вот-вот настигнут! Видят – стоит яблонька. Обратилась девочка к ней! Она попросила съесть их по 2 яблочка. –– Сколько яблочек всего съели дети? (4)
– Сколько яблок было сначала, если было столько же сколько съели, да ещё пол столько? (4 + 2 = 6) 
– Докажите свой ответ!
– Укрыла яблонька детей! И пролетели гуси-лебеди мимо. (Слайд 28)
– Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут! Добежала девочка до печки. (Слайд 29)
– Печка-матушка, спрячь нас!
– Выполни моё задание – спрячу! (Слайд 30)
– Девочка быстро ответила! А вы?
– Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем возвратилась домой к родителям! (Слайд 31)
– Пора и нам возвращаться из сказки!
– Скажем магические слова!

Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!

– Вели, чтобы мы оказались в своём классе! (Слайд 32)

4. Итог урока

– Понравилось вам участвовать в сказке?
– Чему учит эта сказка? (Помогать попавшим в беду людям, слушать родителей)
– Чему учились в этой сказке? (Помогать другим, а, выполняя задания – развивать речь, память, внимание, смекалку)
– Оцените свою помощь девочке, кто из вас активно помогал ей всё время, хорошо потрудился?
– Оцените свою работу в тетради. Спасибо за урок!

Приложения

Примечание: Программа начинает работать после запуска файла «П 2. ррt».  Смена слайдов происходит по щелчку ЛКМ, так как слайды служат для предъявления заданий, рассказа учителя и проверки ответов детей на поставленные вопросы.
Презентация состоит из 32 слайдов. Все слайды следуют один за другим. Презентация имеет линейную структуру. Слайды № 2, 3, 10, 13, 16, 25, 29, 32 озвучены. В слайд №3 вставлен видеофрагмент.