Особенности функционирования полушарий у мальчиков и девочек и учет их при организации урока

Разделы: Начальная школа


Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. В начальной школе закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.

Данные цели и задачи реализуются через организацию учебно-воспитательного процесса с использованием новых здоровьесберегающих технологий, учитывающих особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга.

Основатели нового направления в нейропедагогике В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман полагают, что отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков выявляются уже с периода новорожденности. Специфические для каждого пола психофизиологические возможности, лежащие в основе познавательного развития зависят от особенностей созревания левого и правого полушарий.

При одной и той же методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям, но — разными путями, используя разные стратегии мышления. Это связано с характером познавательной мотивации.

В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К 6-ти годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий.
Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам.

До 8-ми лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны к шуму. В 1—2 классах у девочек выше кожная чувствительность, их раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

У девочек достаточно лояльное отношение к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, у мальчиков же резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще.

Процесс обучения можно рассматривать как преимущественно мужской. Формы организации обучения построены таким образом, что требуют прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. А эти требования по психофизиологическим параметрам ближе к женским. Учитывая особенности психофизиологических параметров мальчиков, на уроках организуются такие формы работы, как парные и групповые.

В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.

На уроках математики девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13-ти.

Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так, девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии.

Задания, которые используем для развития данных способностей у мальчиков следующие:

Проведи аналогию.

– Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Подумай, почему они связаны. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово.

Пароход – пристань = поезд – __________________________________.

(депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция.)

Нога – костыль = глаза -_______________________________________.

(зрение, очки, слезы, веки, ресницы.)

Игла – острие = бритва -_______________________________________.

(Сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка.) и т.д.

– В чем смысл этих пар слов? Если ты это поймешь, то допишешь недостающие слова.

Черное – белое = огонь -_______(вода).

Рысь – кошка = волк -_________(собака).

Дети – игра = взрослые – ______(работа).

Музыка – ноты = слова – ______(буквы) и т.д.

У девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст. Для развития речи и понимания письменных текстов мальчиками предлагаем следующее, например:

Восстанови рассказ.

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Утром Толя __________ из дому. На дворе выла __________. Испугался _______, стал под тополем и думает: “______________ в школу. Страшно”. Тут он увидел Сашу, который ____________ под деревом. Он тоже собрался в _____________ и тоже _____________. Мальчики увидели ___________ друга. Они ________________ навстречу друг другу, взялись за ____________и _____________ пошли ____________. Вьюга выла, свистела, но она уже была не ___________.

Мужской пол более сообразителен, находчив, изобретателен, чем женский. Женский пол более адаптируемый, чем мужской. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как им адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно.

Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки — на отношения между людьми. Мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа (“Какой у нас следующий урок?”), а девочки ради установления контакта (“А вы к нам еще придете?”). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки — в лицо учителю, ищут подтверждения правильности, ждут одобрения.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются они по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Учитель же в это время снижает нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Реализовать эту потребность помогает организация исследовательской работы среди учащихся. Эта работа важна, как для мальчиков, так и для девочек.

Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у мальчиков невелики. При дифференцированном подходе используем дополнительный материал, как на уроке, так и после него. Это картинки-силуэты с буквами и их элементами. Работа проходит по-разному. Используется материал для дополнительной работы со всем классом. В этом случае предлагаем отгадать загадку или послушать стихотворение, чтобы дети определили какое их, ждет задание. Подобное задание предлагается детям, которые быстро пишут, чтобы они были заняты, пока весь класс заканчивает какой-то вид задания. Картинка используется и для индивидуального задания при отработке чистописания.

Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях. Один из приемов отработки вычислительных навыков “Зеркальное рисование”. На устный счет детям предлагаются примеры, ответы записываются одновременно и левой и правой руками.

Девочки обычно лучше выполняют типовые шаблонные задачи.

Для успешного решения нестандартных задач формируется общее умение решать задачи и ознакомление с некоторыми специальными способами решения задач. Например, справиться с решением многих нестандартных задач помогает применение метода моделирования.

Рассмотрим задачу.

На двух полках одинаковое количество книг. С первой полки переложили на вторую 4 книги. На сколько книг на второй полке стало больше, чем на первой?

При решении этой задачи мы использовали такую модель:

4 книги

1 полка.____________________._ _ _ _ _ _ _.

4 книги

2 полка.____________________.__________._ _ _ _ _ _ _ _.

Если дети первоначально затруднялись в решении, то по модели они легко смогли выполнить его: 4+4=8 (кн.)

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Они не способны долго удерживать эмоциональное напряжение, они отключают слуховое восприятие, информация до них не доходит. Чтобы добиться воспитательного эффекта, необходимо ограничить длину нотации, но сделать ее емкой по смыслу. Объяснять ситуацию надо коротко и конкретно.

У девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее со стороны.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек — правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Предотвращать утомление помогают различные физкультурные минутки.

Например, поочередно прикоснуться к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинчиком на левой и правой руке одновременно. Или, левая рука прикасается к большому пальцу начиная с мизинца, а правая с указательного. Полезно упражнение “ухо – нос”. Левая рука держит правое ухо, правая рука – нос. На счет меняем положение рук – правая рука – левое ухо, левая рука – нос. Достаточно эффективно использование на уроках в качестве физкультурных минуток пальчиковой гимнастики (“собака”, “бабочка”, “кошка”, “мышка”, “стол”, “стул” и т.д.)

Девочки применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание, получают пятерки и благополучно забывают заученное. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе девочки обучаются успешнее. Следовательно, в наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, чем правополушарные мальчики.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Поэтому девочки до 10-ти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи.

Для развития логического мышления используется широкий спектр заданий и упражнений на разных этапах урока и русского языка, и математики, и познания мира.

Например, в наборе букв найди по два слова.

Найди названия цветов:

РЛОАЗНДАЫШ_________________________________________________.

Найди домик в лесу:

БИЗОБРА_______________________________________________________.

Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?

МВИУШХАНЯ___________________________________________________.

– На доске цветными мелками написаны слова: воля, весть, тело. У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного – вторая. Какое слово синего цвета?________________________________________

Магические квадраты.

Впиши в клеточки квадратов такие числа, чтобы сумма их по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же. Числа не должны повторяться.

6 5 10
11    
     

Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.

Мотивационный этап (установка на деятельность)

Для девочек необходимо делать упор на социальную значимость деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у девочек вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у мальчиков необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Занятия рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Операционный этап (обеспечение деятельности)

Задача учителя на этом этапе — дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Мальчики не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов.

Девочки контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Мальчикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у девочек.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Девочки могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

Мальчики и девочки могут помочь друг другу, работая в парах.

Например, мальчик, работая в паре с девочкой над заданием, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарная девочка может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)

Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам становится стимулом к предстоящей деятельности.

Итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.

При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для девочек наиболее предпочтительными будут: решение типовых задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа. Письменное решение задач позволяет проявить свои способности к анализу, а на вопросы “закрытого” типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для мальчиков подойдут методы устного опроса, задания с “открытыми” вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы “открытого” типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Мальчикам свойственно целостное восприятие. Девочки же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Мальчики, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Учитель не только создает условия для получения знаний и развития определенных психических функций, но и гармонизирует личность учащихся. Если генетически у ребенка облегчен определенный тип мышления, то это не значит, что развивать нужно только его. Ребенка необходимо научить пользоваться и тем типом мышления, который является для него менее успешным.

Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников учитывает не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в развитии полушарий.

Список литературы

  1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. Руководство для педагогов и родителей/ М. Гариен.– М.: АСТ: Астрель, 2004.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления / А.Л. Сиротюк //Школьный психолог.
  3. Языканова Е.В. Учись учиться/Развивающие занятия для младших школьников//Библиотека “Первого сентября”/Начальная школа № 4 /2006.