Урбанизация в России. Типы и функции городов

Разделы: География


Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов;
    • показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.
  • Развивающие:
    • развитие познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации.
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства гордости за свою родину.

Тип урока: комбинированный, урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: вводно-мотивационный.

Методы: иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Оборудование: карты России (физическая), карты атласов (Карта населения), ТСО – компьютер (наглядный материал, информационный материал).

План урока.

1. Урбанизация
2. Что такое город?
3. Типы и функции городов.
4. Путешествие по городам России

Сюжет урока:

1 часть: введение в тему урока.
2 часть: класс отправляется вместе с гидом в заочное путешествие по городам страны. (Уроку предшествовал подготовительный этап – подготовить сообщения о городах России )

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

– Сколько человек живёт в России?
– Как называется зона, территория которой занимает 1/3 часть России?
– Назовите основные типы поселений, где живут россияне?
Города и сёла отличаются друг от друга и численностью населения, и образом жизни, и условиями труда.
В России насчитываются 153 тысячи сельских населенных пунктов, а городов более одной тысячи. Однако соотношение численности горожан и сельчан противоположное, лишь 27% населения живёт в сельской местности, а 75% в городах.
Поэтому Россия – прежде всего страна горожан, многие из которых стали ими совсем недавно.

III. Тема урока: Урбанизация в России. Типы и функции городов.

Урбанизация (лат. Urbanus – городской) – рост доли городского населения.

Вам предстоит узнать:
– как осуществляется урбанизация в России
– типы и функции городов.
– Класс отправится вместе с гидом в заочное путешествие по городам страны.

Рассказ сопровождается презентацией (Приложение 1)

1-ая перепись населения Российской империи проводилась 1897 году и показала, что 15 % – населения проживает в городах, 85 % – в сельской местности. Городов было 430 среди них 7 больших городов: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Астрахань, Ростов-на-Дону, Тула.
В Сибири самыми большими городами были: Иркутск, Томск.
К концу XX века картина изменилась. В Российской Федерации насчитывается 1087 городов, что составляет 73 % населения страны. Увеличилось число больших городов от 7 к 165.

Вывод: Немногим более за 100 лет Россия превратилась из страны деревень в страну городов. Этот процесс – увеличение числа и размеров городов называется урбанизацией.
На протяжении всей истории Россия имела репутацию страны новых городов. Норманны называли Русь «Гардарикой» – т.е. «страной городов»
В прошлом в связи с естественным расширением границ государства приходилось создавать укрепленные города, под защитой которых шло хозяйственное освоение территорий, примером могут служить такие города как: Белград, Томск, и др.
На побережьях морей создавались города порты: Санкт-Петербург, Архангельск, Владивосток ...
На волне индустриализации в Советский период, рост городов шёл очень быстрыми темпами. В среднем 6 городов за 1 год; 1 город за 2 месяца. Города рождались как придаток к предприятию. Вчерашние сельчане становились горожанами, стали вести городской образ жизни.
Вывод: урбанизация – это распространение городского образа жизни.

1. Что такое урбанизация? Урбанизация – рост доли городского населения. – увеличение числа и размеров городов – это распространение городского образа жизни.)

2. Что такое город? Город – это населенный пункт, где проживает более 12000 человек, большинство из которых не занято в сельском хозяйстве.

  • это очаг зарождения и распространения нового – в науке, технике, производстве, культуре, искусстве.
  • Город – двигатель прогресса.
  • город – центр своего окружения

3. Типы и функции городов

Стр. 73 схема «. Типы городов» (учебник А.И Алексеев, В.В Никулина)

4. Путешествие по городам России. (см. Приложение 2)

Задание: послушайте сообщения.

Заполните таблицу:

Город

Функции города

   

IV. Рефлексия

В конце урока проводиться рефлексия: ученикам задаются вопросы, побуждая их оценить себя в процессе деятельности:

  • довольны ли вы своей работой на уроке?
  • Как вы оцениваете работу гидов?
  • Каковы ваши пожелания?
  • Запишите в своих тетрадях, значок символ урока

V. Домашнее задание

§15-16. Задания группам (5 групп):

  • 1 группа – Провести социокультурный практикум с. 76 .
  • 2 группа – Моя точка зрения с. 78
  • З группа – Моя точка зрения с. 79
  • 4 группа – Творческое задание: передайте мысли о любимом городе в стихах, очерке, рассказе и т.д.
  • 5 группа – Подготовить сообщение «Сельский образ жизни».