Технология художественно-образовательного преподавания музыки

Разделы: Музыка


Цели:

  • знакомство с произведениями, сочетающими в себе музыкальные качества: песенность, танцевальность и маршевость;
  • развитие эмоционально-сознательного восприятия музыкального образа;
  • развитие музыкальных способностей;
  • развитие исполнительского мастерства, т.е. вокально-хоровых навыков;
  • воспитание чувства сопереживания, уважения к человеку;
  • воспитание музыкальной культуры школьника.

Музыкальный материал:

  1. “Мы – третьеклассники”, “Мы – девочки”, “Мы – мальчики” - исполнение.
  2. “Прелюдия № 7” (ля мажор), “Прелюдия № 20” (до минор) Ф. Шопена – слушание.
  3. Мелодия из 3-ей части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.
  4. “Трус не играет в хоккей” - исполнение.

Оборудование: интерактивные средства: компьютер, доска, презентация по жизни и творчеству Ф. Шопена и Л. Бетховена; музыкальный центр, микрофоны, фортепиано.

Ход урока

Организационный момент.

Вход под “Полонез” Ф. Шопена.

Музыкальное приветствие.

Эпиграф: “Это не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой”.

У.: Мы с вами встречались с различной музыкой и обращали внимание на то, что компо-зиторы, подчеркивая различные черты характера людей или настроения, используют соответст-вующие качества музыки. Подумайте, через какое музыкальное качество лучше передать решительность характера мальчиков?

Д.: Через маршевость, так как музыка получается строже, воинственней.

У.: А какая музыка может лучше подчеркнуть нежность, мягкость, доброту девочек?

Д.: Песенная, танцевальная (спорят, приходят к выводу, что песенность больше отражает ласку, мягкость, а танцевальность – игривость, беспечность).

У.: Человек не может долго жить вдали от родины. Даже если он уехал на время, то мысли его невольно будут возвращаться к дому, к родным.

(Возникает беседа, вытекающая из жизненного опыта детей. Например: уезжая на отдых, вспоминают ли они свой дом? Что вспоминают? Хорошее или плохое? Даже если им на отдыхе хорошо, всё равно тянет домой.)

У.: Что такое родина? Это не только дом и город. Это и …

Д.: Друзья, ласковые руки мамы, это и школа…(Детям всегда вспоминаются лучшие минуты в их доме).

У.: Подлинная личность сильна своей верой, твёрдостью духа, своей любовью. Не всегда такой человек находит понимание среди окружающих. Тогда он обращается к будущему, в неизведанное далёко. Сейчас вы услышите два таких звуковых обращения. Попытайтесь “про-честь” их. Нужно очень внимательно вслушаться в музыку и рассказать о своих ощущениях.

  • Слушание. “Прелюдия № 7” Ф Шопена.

(Дети рассказывают о своих ощущениях. Можно применить приём “ рассказ на ушко учителю ”).

У.: Как бы вы назвали эту музыку?

Д.: Воспоминания… Песня о родине… Разлука…

У.: О чём же рассказала нам музыка?

Д.: О сердце, о душе композитора… Как скучал он по родине… О своих близких вспоминал…

У.: А какой родина являлась композитору в воспоминаниях?

Д.: Красивой, нежной, дорой.

У.: Через какое музыкальное качество композитор передал это?

Д.: Танцевальность…Песенность…(Дети приходят к выводу, что музыка песенно – танцевальная).

У.: Давайте напишем письмо от лица Шопена, которое он послал нам с этой музыкой.

(Дети сочиняют письмо, и оно под музыку зачитывается. Например: Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя родина. Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался. Но приходит утро, и я снова должен находиться в окружении порой ненавистных мне людей, бороться за своё существование. Меня окружают суровые будни”.)

  • Без перехода, без связки звучит “Прелюдия № 20”.

У.: Какое это письмо? О чём оно вам рассказывает? Что переживает Шопен? Как вам отвечает на эти вопросы музыка?

Д.: У него тяжело на сердце… его что – то мучает… Ему хочется плакать…

У.: С болью рассказывает композитор о родине, он вместе с ней скорбит о её тяготах.

Д.: Наверное, ему было плохо, потому, что он далеко от дома… он не мог вернуться, поэтому и написал такую скорбную музыку…

У.: Вы, верно, заметили это, а что помогло вам так понять композитора?

Д.: Музыка была такая тяжёлая, похоронная… Она звучала аккордами… Звуки были низкие, громкие… она была как похоронный марш.

У.: Музыка в произведении была неизменной?

У.: Что в ней поменялось? Какая она стала?

Д.: Стала тихая, спокойная и т. д.

У.: А интонации менялись или остались теми же?

Д.: Были грустными и остались печальными.

У.: Вам больнее, тяжелее на сердце, когда вы кричите, плачете или когда у вас комок к горлу подкатывает и хочется плакать, а заплакать не получается? ( Обращение к чувственному опыту детей.)

Д.: Когда очень обидно, очень больно, но не кричишь.

У.: А у композитора настроение стало лучше? Ему легче или тяжелее?

Д.: Нет, у него ещё больнее на душе стало. (Хотя музыка затихает.)

У.: Вы молодцы, очень внимательные, умеете слышать других, сопереживать им. Шопен – удивительный человек. Он жил в Париже, но судьбу своей родины – Польши, переживал очень близко, глубоко страдал за неё, мучился. А танцевальная музыка могла бы так передать скорбь?

Д.: Нет, только маршевая.

У.: А какие ещё чувства может передать маршевая музыка?

Д.: Мужество…Героизм…Чувство победы…

У.: Музыка кого композитора очень ярко передаёт эти чувства?

Д.: Бетховена.

  • Исполнение мелодии из 3-й части Пятой симфонии (на слог “до”).

У.: Людей, совершающих героические поступки, называют героями. И в нашей жизни такие люди тоже встречаются. Побеждают на олимпийских, мировых соревнованиях, устанав-ливают олимпийские, мировые рекорды. Кто?

Д.: Спортсмены. Они этому очень рады…

  • Исполнение песни “Трус не играет в хоккей”.

Итог урока.

У.: Теперь вы видите, что различная музыка может передать различные состояния: то светлые воспоминания, то тяжёлые думы. Вы услышали две прелюдии великого польского композитора Фредерика Шопена. Скажите, почему они так различны, что случилось с их автором?

Д.: Он жил далеко от дома и вспоминал родину, то спокойную, то скорбную… Он переживал, что не может вернуться.

У.: И, несмотря на это, он не забывал ни одной минуты о ней! Последним завещанием композитора была просьба похоронить его сердце на родине.

Выход из класса под песню – марш И. Дунаевского “Спой нам, ветер”.