Кружковые занятия по теме "Бумагопластика" для учащихся 5—7-х классов

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Учить человека творчески мыслить, изобретать что-то новое, оригинальное следует с раннего возраста. Программа трудового обучения в школе дает элементарные основы в области прикладного творчества. Многолетний опыт работы в школе подтвердил, что наиболее активно развивается пространственное мышление учащихся на занятиях конструирования. Огромные возможности в данном вопросе дают кружковые занятия по моделированию и конструированию из бумаги. Занятия бумагопластикой объединяют в себе различные образовательные области: черчение, изобразительное искусство, труд. Данные занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, развивают глазомер.

В публикации мы предлагаем несколько кружковых занятий по теме «Бумагопластика».

 Занятие 1. «Азбука бумагопластики» 

Цели:

  • познакомить учащихся с историей возникновения бумаги, с основными приемами работы в технике бумагопластики;
  • изучить условные обозначения, правила техники безопасности;
  • воспитать аккуратность, терпение.

Оборудование: Наборы разных видов бумаги, ножницы, линейка, карандаши, лекала, клей ПВА.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Работа по теме

Задание 1 

Что нам понадобится для работы зашифровано ниже. Расставьте буквы в нужном порядке: угбама; акорнт; оинжцны; анакашдр; лейнкаи; лекй.

Из истории бумаги 

Мы пишем, рисуем, режем, сгибаем,
Чертим и клеим, мнем, отрываем.
Чтоб оказаться в сказке бумажной,
Ловкие пальчики - как это важно!

Родиной бумаги считают Китай. Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево и бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» - так называли бумагу, изготовленную из бамбука. Тайну изобретения бумаги строго хранили в тайне. Через два столетия в Индии научились выделывать бумагу из старых парусов, канатов, сетей. [2]

Японская бумага - из коры шелковицы - по качеству превзошла китайскую. Технология изготовления бумаги из древесины подобна той, которую используют осы при создании гнезд. Этот секрет разгадали в Европе в XIX веке. В старину бумагу делали из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Бумажную массу зачерпывали ситом и опрокидывали на гладкую доску.

Отжимая воду прессом, лист сырой массы высушивали.

К концу XVIII века появились бумагоделательные машины. Теперь бумага вырабатывалась на бесконечно вращающейся сетке и сбегала непрерывной лентой, сворачиваясь в плотные, тяжелые рулоны.

Задание 2 

Виды бумаги 

Назовите разновидность бумаги, о которой идет речь.

__________-наиболее дешевая и распространенная бумага. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается на сгибах, хорошо впитывает клей и влагу. Используется в основном для печатания дешевых изделий.

__________-тонкая, цветная бумага, применяемая для изготовления бумажных цветов, украшений, гирлянд. Имеет слегка мятый вид.

__________-цветная бумага, лицевая сторона которой покрыта бумажным ворсом. Применяется в декоративных работах, аппликациях, для отделки картонажных изделий.

__________-прозрачная бумага, используется для копирования чертежей, рисунков и надписей.

__________-бумага, оклеенная с одной стороны тончайшей водонепроницаемой пленкой. Используется для расфасовки жидких продуктов вместо стеклянной посуды.

Слова для справок: чертежная, газетная, калька, писчая, гофрированная, бархатная, оберточная, папиросная.

Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами

  • ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
  • не оставлять ножницы в раскрытом виде;
  • клеем пользоваться очень осторожно;
  • не допускать попадания клея в глаза; (при попадании немедленно промыть теплой водой)
  • по окончанию работы тщательно вымыть руки.

3. Практическая работа.

Чтобы освоить азбуку бумагопластики изучим следующие приемы (см.Таблица 1) [2]

Приёмы работы Таблица 1

Название Изображение
Завитки. Нарезать полоски шириной 0,5-1,5 см и накрутить на карандаш или спицу.
Параллельные складки. Продавить линии на нужном расстоянии и прогнуть детали.
Криволинейные линии. Начертить произвольные линии и продавить поочерёдно с разных сторон.
Круглые детали. Начертить несколько окружностей и продавить поочерёдно в разные стороны.

Занятие 2-5 
Сюжетная композиция в технике бумагопластики 

Цель:

  • познакомить учащихся с сюжетной композицией;
  • выполнить композицию на тему сказки «Дюймовочка»;
  • развивать творческие способности и воображение;
  • воспитывать аккуратность, целеустремлённость.

Оборудование: листы плотной бумаги, ножницы, клей ПВА, карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Разработка композиции «Дюймовочка»

3. Выполнение композиции

Композиция – (от лат. compositio — составление, связывание) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Сюжетная композиция - пространственно-временная динамика изображаемого.

Работа над композицией «Дюймовочка» выполняется в следующей последовательности:

  1. Составление композиции, выбор персонажей (Дюймовочка, лягушки, кувшинка, деревья, другие декорации).
  2. Распределение обязанностей между учащимися по выполнению персонажей.
  3. Определение размеров фигур и способов выполнения.

Выполнение композиции

Учащиеся выполняют фигуры персонажей композиции. При работе следует правильно организовать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности. Технология выполнения композиции «Дюймовочка» представлена в таблице 2.

В технике бумагопластики можно выполнить любую тематическую композицию. На рис. 1 предложено несколько вариантов таких работ по сказам Г.Х. Андерсена. 

Технология выполнения композиции «Дюймовочка» Таблица 2

Описание операции Изображение Инструменты
1 Выполнить детали лягушки: лапы, глаза, голову. Форма деталей – сектор круга. Продавить по окружностям поочерёдно с двух сторон. Ножницы, линейка, циркуль
2 Соединить детали лягушки Клей
3 Выполнить две лягушки разных размеров для композиции Ножницы, линейка, циркуль, клей
4 Вырезать лист кувшинки и загнуть концы. Вырезать лепестки кувшинки в форме цифры 8 и загнуть концы. Соединить детали цветка. Ножницы, линейка, клей
5 Вырезать детали куклы:-основа юбки и воротника- сектор круга;- основа туловища, головы, шляпы – конус;- волосы- полоски бумаги завить на карандаш. Ножницы, линейка, циркуль, клей
6 Составить композицию -

Литература

  1. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент. 1988 г.
  2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. 1998 г.