Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: "Новое время - торжество эпохи"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новым временным промежутком (XV – XIXв.) эпохой Нового времени, географическими открытиями и развитием техники, сформировать первичное представление о таком явлении как «машинная цивилизация», развивать аналитические умения и навыки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, сколько интересных открытий вы сделаете на уроке. А что желают путешественникам? Конечно, удачи! И я вам тоже желаю удачи.

II. Проверка домашнего задания.

Повторение материала о Древнем мире и Средних веках. /работа в группах/

- Рассмотрите иллюстрации изобретений и памятников культуры. К какому веку их можно отнести. Назовите неизвестное архитектурное изобретение.

1 группа /даются иллюстрации Древнего мира/

Колесо, календарь, алфавит, цифры, Египетские пирамиды, Китайская стена, Колизей (Рим)

2 группа /даются иллюстрации Среднего века/

Бумага, компас, звездная карта, Успенский собор во Владимире, Собор Нотр-Дам /Париж/

-Обсудите в группе и найдите те опорные слова и предложения, которые характеризуют Древний мир (1группа), Средние века (2 группа).

(работа по карточкам 2 экземпляра, обучающиеся выбирают те карточки, которые характеризуют мир)

34 века: каменный век, бронзовый век, железный век.

11 веков: время между Древним миром и Новым миром.

 

2 мира

мир цивилизаций

мир первобытного племени

религии

христианство, буддизм, ислам

 

Мораль:

Настоящий человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры.

Мораль:

Настоящим человеком, к которому можно относиться по заветам Бога, считается человек своей веры.

- Как вы понимаете слова морали Древнего мира и Средних веков?

III. Актулизация знаний и постановка проблемной ситуации.

1.( на доске иллюстрации: лампочка, фотоаппарат, телефон, пароход, паровоз)

- Можно ли эти предметы отнести к эпохе Среднего века или Древнему миру? Почему?

- Пользуемся ли мы этими предметами сейчас?

-Эти предметы сейчас такого же вида?

-Как вы бы назвали тот период времени, в которое они были изобретены?

2. Работа по картам в учебнике (стр.70,стр.74)

-Сравните карты Средних веков и Нового времени. Как изменились границы цивилизаций в Новое время.

3. Постановка проблемного вопроса.( в ходе ответов детей открывается таблица)

-Знаем ли мы, какую территорию занимала католическая цивилизация?

-Были ли похожи цивилизации в Средние века? Какими они были в основном?

- Знаем ли мы, что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?

ЗНАЕМ

НЕ ЗНАЕМ

1.В Средние века в Европе существовала католическая цивилизация (маленькая территория)

2.Все Средневековые цивилизации были похожи друг на друга – были земледельческими.

1. Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?

IV. Открытие нового знания.

Работа по учебнику (в группах)

-Европа перестала быть земледельческой цивилизацией, стала отличаться от других, стала сильнее других.

-Откройте учебники на стр.73. Обсудите, какие новые возможности появились у человека для перемещения по планете и для получения и передачи знаний.

1 группа работает над иллюстрациями XV – XVIII веков,

2 группа работает над иллюстрациями XIX – начало XX века.

- Как изменились возможности выживания человека?

-Проверим наши предположения. Прочитаем материал учебника на стр. 76.

-Как изменилось количество людей в Европе?

- Так что же заставило европейцев расселяться по планете?

- Но ведь все земли на планете были заняты другими людьми. Почему европейцы сумели их потеснить.

V. Расширение нового знания.

1.Развитие техники и создание машинной цивилизации.

-Все большие машины создавали люди для того, чтобы облегчить и ускорить свой труд. Какие профессии должны были теперь стать более важными для европейцев?

-Где теперь должно было проживать большинство граждан?

-Общество европейцев в Новое время изменилось, значит, возник новый вид цивилизации. Как бы вы её назвали? Обсудите в группах, назовите свою версию.

Работа в тетрадях. (стр. 35 №81) (работа в группах)

-Сравните признаки земледельческой и машинной цивилизации.(обсуждение и ответы детей)

- При переходе к машинной цивилизации на месте христианской Европы сложилось общество «западного мира», которое стремилось расширить свои границы и имело для этого соответствующие возможности.

«Европейская колонизация» (работа в группах).

а) Поиск ответов на вопросы карточки.

1.Какие земли были открыты и заселены выходцами из Европы?

2.Какие страны Востока и Африки оказались покорёнными европейскими государствами?

3.Как вы понимаете выражение «покорённые государства»?

4.«Новые порядки в обществе и государстве».

-Кто из вас знает, что означает слово «колонизировать»?

-Как вы думаете, в этих государствах останутся свои порядки и порядки, навязанные европейскими государствами? (работа по таблице на стр.78)

5. « Мораль в эпоху Нового времени».

Задания для групп:

Прочитайте в учебнике текст о Великой французской революции на стр. 77 – 79 со слов «В 1789 году…» до конца параграфа.

Осудите ответы на вопросы:

Как революция повлияла на мораль Средневекового общества?

Что говорили новые порядки о добре и зле?

В основу какого способа управления государства легли новые правила? Как звучало новое правило борцов за новые порядки?

VI. Итог урока.

-Почему в Новое время страны западного мира стали развиваться быстрее других стран?

-Почему тема нашего урока называлась Новое время – торжество Европы?

VII. Домашнее задание. стр.73-79 читать; подготовить сообщение об архитектурном памятнике эпохи Нового времени или технических достижениях; или подготовить сообщение о французской революции.