Интегрированный урок по математике и краеведению в 4-м классе. "Обобщение знаний по теме "Единицы массы" на основе краеведческого материала

Разделы: Начальная школа


Цель урока: повторить и закрепить знания о единицах измерения массы

Задачи урока: создать условия:

  1. Для мотивированного обобщения знаний единиц измерения массы, их сравнения, преобразования и осознанного применения в решении задач;
  2. Ознакомления со старинными мерами массы и историей Дзержинского района г. Новосибирска;
  3. Развития воображения, мышления, устной речи;
  4. Воспитания социализированной личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, слайды к уроку, карточки с заданиями, фонограмма «Базар», «Русские наигрыши», костюмы скоморохов, купцов, лотки с товарами.

Ход урока.

1. Мотивационный этап

*Минутка чистописания.

(Письмо числа 75 по показу, сделанному учителем в тетради.)

- Какие ассоциации у вас возникают с этим числом?

*Объявление темы урока

Целеполагание:

- Посмотрите на тему урока и обоснуйте написание числа 75. < Слайд 1 >

- Предположите, что будем сегодня изучать на уроке? < Слайд 2 >

- На уроке будут работать консультанты, историки, экологи, эксперты, и все вместе мы будем исследователями.

Итак, мы начинаем.

2. Операционно-познавательный этап.

* Знакомство со старинными мерами массы:

(дети читают стихи)

1. Наш район Дзержинский еще очень молод,
Но гордиться может собственной судьбой.
Есть у нас сегодня превосходный повод-
Юбилей района праздновать, как свой.

2. Блестят асфальты чистые,
Гремят трамваи звонко,
Бегут машины быстрые,
Спешат, сигналят громко.

- А когда-то все было иначе. Слово предоставляется историкам.

Историк: До 1930 года район назывался – Ипподромский. < Слайд 3 >

На месте района были небольшие сельские поселения, жители которых в воскресный день отправлялись на оживленный базар – ярмарку.

- Вы хотите там побывать? Давайте подумаем, что это нам поможет узнать?(Старинные меры веса, что такое ярмарка)

- А еще это нам поможет проверить, кто быстрее и правильнее умеет решать примеры. Вход на ярмарку – выполненное задание на карточке.

(Дети решают устно на карточках в группах , записывая ответы в тетрадь. Проверка по слайду .) < Слайд 4 >

Карточка Слайд 4:
700 х 100  70 000
70 000 + 6 000  76 000
76 000 х 100 7 600 000
760 000 – 60 000 700 000
999 999 + 1 1 000 000
1 000 000 : 10 100 000
64 х 7 448

(Звучит фонограмма «Базар», входят скоморохи). < Слайд 5 >

Скоморох1:

Торопись честной народ,
В гости ярмарка идет!

Скоморох2:

Все на ярмарку спешите
И друзей с собой ведите!

(Звучит фонограмма «Русские наигрыши» - входят купцы с товарами)

1 купец:

Добры люди поспешите!
И товар у нас купите!

2 купец:

А мы люди ипподромские,
Товары у нас каковские:
И орешки есть, и коврижки есть!
Налетай! Выбирай! Покупай!

3 купец:

Дорогие гости!
Ярмарке порадуйтесь.
Пряником,
Бараночкой,
Крендельком побалуйтесь!

- Как вы думаете, ребята, в чем измеряли свой товар купцы?

Историк 1: Некоторые старорусские меры веса были такими: фунт и пуд. < Слайд 6 >

Историк 2: К 1910 году г.Новосибирск стал центром сибирского мукомолья.

Историк 3: 3 крупнейшие мельницы того времени за сутки перерабатывали 10 тыс. пудов зерна.

Историк 4: Военно-сухарный завод в год выпускал 1млн. пудов сухарей.

- Как можно поработать с этими числами? (Преобразовать.)

- Все ли у нас есть для работы? (Не знаем сколько весит фунт и пуд.) < Слайд 7 >

Консультант: 1 пуд = 16,380кг=16кг

1 фунт = 0, 40951кг = 400г

(Дети записывают в тетради преобразования с комментированием)

10 000 х 16 = 160 000 кг =1 600 ц =160 т

1 000 000 х 16 = 16 000 000 кг = 160 000 ц = 16 000 т

- Ребята, как вы думаете, почему не прижились эти меры массы, заменились другими?

(Мера веса во всех странах была разной и для удобства торговли между странами ученые придумали единые меры массы.)

- Запишите их в своей тетради, начиная с наименьшей. (Взаимопроверка)

- Напишите, в каком соотношении находятся они между собой. (Самоконтроль.) < Слайд 8 >

- Объясните необходимость знания этой таблицы. ( Она помогает сравнивать величины, решать задачи.)

* Решение задач и преобразование величин

- Слово предоставляется историкам:

Историк 1: В 1930 году принято решение построить на территории района заводbгорного оборудования и трикотажный комбинат. Район получил название Горнозаводской. < Слайд 9 >

Историк 2: В 1933 году район переименован в Дзержинский < Слайд 10 >

Историк 3: В 1936 году на базе завода горного оборудования начато строительство авиационного завода им.В. Чкалова, а трикотажный завод переоборудован в завод точного машиностроения . < Слайд 11 >

- Вспомните, какие предприятия действуют сейчас в районе? (Завод «Сибстроймаш», «Сибэлтранс», кирпичный, керамзитовый, объединение «Электроагрегат», 2 завода ЖБИ, молокомбинат.)

- < Слайд 12 >. Перед вами годовая продукция молокомбината:

сметана – 11 000 т
сливочное масло – 9 000 т
творог – 4 000 т

- Каждая группа произведёт расчёт по заданию, записанному на карточке. Приступая к работе, не забудьте правила работы в группе.

Дифференцированные задания:

1 группа : Впишите недостающие цифры

11 000 т =……….ц
9 000 т = ……………кг
4 000 т =……….ц =………..кг

2 группа: Выразите данные числа в наименьших единицах

11 000 т =
9 000 т =
4 000 т =

3 и 4 группы: Сколько всего продукции выпускает завод за 1 месяц?

5 группа: Узнайте, сколько всего продукции выпускает завод за 1 неделю?

6 группа: Составьте список ошибок, которые могут быть допущены при выполнении

задания 1 группы. Как их избежать?

- При проверке выступающий от группы дает ответ по заданию карточки и оценку ребятам за групповую работу. ( При ответе 6 группы показать слайд 13).

- Насколько полезной вы считаете продукцию молокомбината?

Физминутка

- Ребята, вам нравится наш район? Почему? За что вы его любите? Что делает его красивым?

- 2 парка украшают наш район, какие? («Березовая роща» и ПКИО им. Дзержинского .)

- Зеленые насаждения этих парков, как и все другие растения района, города выполняют еще одну очень важную функцию. Об этом скажут экологи. < Слайд14>

Эколог 1: 1га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли.

1га лиственного леса - 50-70 т.

- Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес?

- Какие деревья лучше сажать в городе? < Слайд 15 >

Эколог 2: 1га березового леса выделяет в год 7ц 25кг кислорода.

1га соснового леса – 5ц 40кг.

- Сравните, на сколько больше кислорода выделяет березовый лес за год?

(1-2 человека работают у доски)

- Почему ученые сделали такие расчеты? ( Из-за неблагоприятной экологической обстановки.)

- Что ее делает такой? (Выбросы предприятий, автомобилей.)

Эколог 1: Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки на этом предприятии очистных сооружений количество выброса сажи уменьшилось в 20 раз.

- Узнайте, сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений? (Устно.)

Эколог 2: В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов.

- Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? (Устно)

3. Рефлексивно- оценочный этап

- Самостоятельная тестовая работа. (Проверка учителем.)

Тест

  1. Найди правильную запись числа 190 030 г в килограммах и граммах
    а) 19кг30г б) 190кг30г в) 190кг3г
  2. Сколько килограммов в 840ц?
    а) 8400кг б) 84000кг в) 840кг
  3. Сколько тонн, центнеров и килограммов в 26509кг?
    а) 2т 65ц 9кг б) 26т 50ц 9кг в) 26т 5ц 9кг
  4. Во сколько раз 5кг больше 5 граммов?
    а) в 100 раз б) в 10 раз в) в 1000 раз
  5. Какое число надо вставить в «окошко», чтобы равенство стало верным: 6т…ц = 6т 700кг
    а) 70 б) 7 в) 700

- Оцените степень своей работы на уроке . ( Самооценка по шкале в тетради .) < Слайд 16 >

- Что изменилось в ваших знаниях, умениях с помощью урока?

( Словесная оценка учителя)

Домашнее задание: по выбору, со страницы учебника в соответствии с темой урока.