Урок обобщения и систематизации по теме "Лексика" в 5-м классе. Тема "Это звучное слово "береста"

Разделы: Русский язык


1. Оформление доски

а) Тема.

б) Эпиграф.

  • Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
    Ф.Тютчев

2. Музыкальное оформление

а) Русская народная песня “Во поле березонька стояла”.

б) “Отговорила роща золотая” ст. С. Есенина, муз. Пономаренко.

3. Оборудование:

а) словарь Даля В.И.

б) словарь Меркурьева И.С.

в) словарь “Русское литературное произношение и ударение” (Аванесов Р.И.)

Выставка рисунков “Берестяные фантазии”.

Выставка изделий из бересты.

Ход урока

  1. Звучит русская народная песня “Во поле березонька стояла”.
  2. Слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие.

Как правило, мы всегда знакомимся с людьми, путешествуем с ними же. Но я предлагаю познакомиться вам с новым словом и отправиться с ним в путешествие.

Русский поэт XX века С. Есенин свое стихотворение посвятил…дереву, березе:

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

 Береза всегда была для русского человека символом России, Родины. Но знаете ли вы, что береза-это матушка-мастерица, матушка-искусница, матушка-кормилица. Уже в XI веке кору березы использовали вместо бумаги, для изготовления домашней утвари, обогревали свое жилище.

А как называется кора березы?

Берест или берimg2.gif (59 bytes)ста?

Обратимся к словарю русского литературного произношения и ударения (1 ученик ищет словарную статью и выписывает на доске и в тетради).

Берimg2.gif (59 bytes)ста

Почему я назвала слово звонким?

Давайте найдем точное лексическое значение слова.

Береста-наружная часть коры березы (запись в тетради).

Вот и состоялось наше первое знакомство со словом.

Как вы считаете, сколько слов можно образовать от слова “береста”?

(У ребят получается только берестяной)

Вы думаете, что у такого звучного слова есть только один родственник?

Пришла пора отправляться в путешествие. И вместе со словом “береста” покидаем класс…и вот мы уже на страницах известного словаря, “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

Давайте же посмотрим, сколько родственных слов было в XVIII–XIX веке у нашего слова?

  1. Лексическое значение
    Береста (бересто) – верхний светлый слой березовой коры.
  2. Бimg2.gif (59 bytes)рестimg2.gif (59 bytes)нь, берimg2.gif (59 bytes)стник – вещь из бересты.
  3. Берестянка – туесок, или обвитый берестной горшочек.
  4. Берестовщик – человек, торгующий берестой.
  5. Берестяники, берещанги-лапти.
  6. Берimg2.gif (59 bytes)стовина – одна полоса бересты.
  7. Берестить – связывать что-либо берестою.
  8. Берестняк – березовая роща.

Употребляем ли мы в речи эти слова? Почему? Как они называются?

(Не употребляем; они устарели; устаревшие слова.)

Задание:

  1. Почему эти слова-родственники? (Общий корень.)
  2. Что происходит с ударением? (Подвижное.)
  3. Найдите имена существительные. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 8.)
  4. Найдите глаголы. (7.)
  5. Определите способы образования. (Ребята говорят о суффиксальном способе образования.)
  6. Составьте с 2 любыми словами сложные предложения.
  7. Где использовали бересту?

А знаете ли вы, что такое “берестяная грамота”?

1 ученик готовил рассказ о берестяных грамотах.

Рекомендуемая литература для подготовки ученика: Арциховский А.В., Янин В.Л., Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1962–1976 гг.); Янин В.Л., Зализняк А.А., Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1990-1993 гг. “ВЯ”, 1994, № 3.

Самое удивительное, что изделия из бересты были найдены не только в Новгороде, но и у нас на земле Лопськой в 1216 г.

С чем это связано?

Два ученика отправлялись в творческую командировку и сейчас расскажут нам о лихих ушкуйниках, об их плаваниях в страну ТРЕ и о приходе новгородцев на Кольскую землю.

(Рекомендуемая литература для подготовки учеников: В. Дранишников “Рассказы по истории Кольского края). На доске заранее представлена карта продвижения новгородцев на Север.

Путешествие продолжается по страницам словаря И.С. Меркурьева “Живая речь Кольских поморов”.

1 ученик рассказывает о об И.С. Меркурьеве и о создании им словаря. (Рекомендуемая литература для подготовки учеников: Явление учителю Креста Господня, Памяти И.С. Меркурьева, Наука и бизнес на Мурмане 2003, № 1.)

Неужели и здесь мы найдем наше слово?

Берimg2.gif (59 bytes)сто – кора березы.

Почему и в словаре В.И. Даля и в словаре И.С. Меркурьева встречается это слово?

  1. Что общего?
  2. В чем отличие?

а) в ударении

б) в лексическом значении

в) в окончании “о”.

  1. С чем это связано?
  2. Почему в словаре И.С. Меркурьева нет родственных слов?
    (Потому что береста – общеупотребительное слово. А в словаре И.С. Меркурьева диалектные слова).
  3. Какие слова называются диалектными?
  4. Какие слова называются общеупотребительными?
  5. Вывод?

Одна общая культура: речь, ремесла, быт.

А кто найдет диалектные слова поморов, которые называли домашнюю утварь, рыбные снасти, сделанные из бересты?

Кошлка – плетеная из бересты корзина с крышкой и лямками для переноски тяжестей на спине.

Кибс – оплетенный берестою небольшой камень, привязываемый в качестве грузила к нижней веревке рыболовной снасти.

Брезень – лапоть из бересты.

Обратить внимание учеников на выставки выставку рисунков “Берестяные фантазии” и на изделия из бересты.

Составьте с этими словами предложения.

Береза

  1. березка,
  2. березонька,
  3. береста.

Чем же близки эти слова? (Работа по морфемике слов.)

А сколько поэтических строк посвящено березе, матери бересты.

Как пригожа березок гряда
Бьет зеленый прибой у дороги,
Им без устали моет вода
Без того побеленные ноги.
А. Прокофьев.

Храня покой неторопливых дум,
Береза наклонилась над водой.
Был шум листвы похож
На крыльев шум.
Н. Колычев.

Дети готовились дома, выразительно читают отрывки о березе (стихотворения, проза).

Вывод по уроку.

Вот и закончилось знакомство со словом “береста”, завершилось путешествие по земле Новгородской и земле Кольской. Слово помогло нам сегодня соединить время, историю, культуру, ремесло, речь, искусство воедино.

Каждому из вас открылись новые грани только одного русского слова, а сколько их таких нежных, громких и тихих, близких и далеких в русском языке.

И в конце нашего путешествия-небольшие путевые заметки, сочинения-миниатюры. Какие струны души задело это слово, как оно отозвалось в ней.

  1. О чем рассказало мне слово “береста”.
  2. Как много в этом слове…

 Ученики выполняют задание под музыкальное сопровождение.