Урок по природоведению с применением коммуникативной, исследовательской и игровой технологий

Разделы: Начальная школа


В.А. Сухомлинский писал: “Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни”. Всей этой красоты мы можем лишиться, если не осознаем, что состояние природы в настоящем и будущем зависит от человека, его экологической воспитанности. Уже с детства ребенок должен понимать, что человек не является владыкой природы, он ее часть и призван понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства.

Цель:

  • расширить представление детей о необходимости охраны природы;
  • развивать речь учащихся, повышать культуру;
  • обучать работать коллективом;
  • научить учащихся целеполаганию;
  • обучать участвовать в дискуссии;
  • развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность, сообразительность;
  • показать красоту природы, воспитывать уважение и любовь к ней;
  • показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках.

Оборудование:

  • доска с записью темы и этапов урока, плакаты “Природа заболела”;
  • раздаточный материал;
  • карточки, костюмы;
  • оборудование для опыта.

Ход урока

I. Организационный момент (работа в группах)

Сейчас у нас урок природоведения. Проверьте готовность к уроку. На столе карточки с фамилиями учащихся для выставления оценок в конце урока. (Оценки выставить объективно, согласно работе каждого ученика в группе.)

II. Основная часть урока

Учитель: Тема нашего урока “Судьба природы – наша судьба”. Сегодня вам предстоит ответить на следующие вопросы: “ Что такое природа? Нужна ли природе помощь человека? Если нужна, то в чем? Почему? И как вы понимаете слова “Судьба природы – наша судьба”?

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.

Учитель: Что такое природа? <Рисунок 1> Приложение 1

(Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы – все это природа).

Учитель. Объясни, что общего между бабочкой и камнем, и в чем их различие?

Учитель:

  1. Распредели изображенные объекты на картинках на 2 группы.<Рисунок 2> Приложение 2
  2. Назови лишний предмет. Почему?
  3. Верно ли утверждение, что природа и окружающий мир – это одно и то же?
  4. Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

(Живые существа, в отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Учитель: Наша природа удивительно красива, добра, дарит много радости, здоровья. В природе все взаимосвязано. Мы попробуем установить эти взаимосвязи. С помощью опыта установить, что в природе все взаимосвязано.

Эксперимент (работа в группах)

Перед вами 2 стаканчика с водой и землей, блюдце и вата, семена кукурузы, репчатый лук. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (Закончить опыт).

1. Как вы думаете, существует ли связь между неживой и живой природой?

Н Ж (на доске).

  (Воздух, вода, свет необходимы живым существам. Значит, живая природа не может существовать без неживой. Но и живая природа влияет на неживую. Растения очищают воздух).

Как вы думаете, а существует ли связь между растительным миром и животным миром? Приведите примеры. (Каждая группа приводит свои примеры)

Растения Животные (на доске).

(Растения служат животным пищей, домом, а многие животные распространяют плоды и семена, а пчелы опыляют цветы).

Учитель: Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? (Человек.)

Чтение учителем рассказа Николая Сладкова “Друг или враг”.

Учитель: Что дает природа человеку? Зависит ли от природы современный человек? Можно ли ему присвоить статус “повелителя природы”?

(Природа дает человеку воздух, воду, пищу, красоту, здоровье, дарит нам радость открытий, учит наблюдательности, раскрывает секреты роста и развития растений и животных. Природа для человека является учителем. Она подсказывает как, сконструировать зонтик и парашют, построить вертолет и самолет). (Каждая группа приводит свои примеры Здесь мнения детей могут разделиться, может возникнуть спор.Учитель дает возможность учащимся высказать свое мнение на этот счет, но главное – эмоционально не влиять на ход обсуждения. Никакого подтверждения или отрицания! Учителю следует очень тонко и ненавязчиво пояснить детям смысл слова “повелитель”.)

Природа Человек (на доске).

Учитель: А что человек?...

В древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась. Людям стало казаться, что они не зависят теперь от природы, что они смогут ее покорить. И покоряли природу, не задумываясь о том, что они наносят ей большие и маленькие раны, нарушая при этом природные равновесия.Теперь ученые горько шутят: “Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости”.

Перед вами карточки. Задача – обозначить причины сокращения численности каждого из изображенных редких видов. Для этого выберите условный знак и положите его справа от изображения соответствующего растения или животного. <Рисунок 3> Приложение 3

1. Назовите причины исчезновения животных и растений мира.

(Групповая работа)

Венерин башмачок, ландыш – сбор для букетов.

Бабочка, стрекоза – ловля насекомых.

Осетр – неконтролируемый лов рыбы.

Лягушка – загрязнение водоемов.

Зубр, белка – охота, вырубка лесов.

Учитель: Это лишь некоторые причины. Рассмотрим плакаты и назовем ее причины уничтожение природы. (Каждая группа представляет свой плакат, Защита плакатов.)

– Пожары, вырубка деревьев, загрязнение воздуха, водоемов, почвы (химикаты), разливы нефти в море. Это причины!

А следствие???

Учитель. “Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы, загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных. Да, многие растения и животные уже исчезли, некоторые на грани исчезновения. Реальной стала угроза того, что изменения эти уже необратимы и ведут к экологическому кризису, т.е. полному разрушению того гармоничного согласного порядка, который сложился в природе за тысячелетия. В 1948 году в небольшом городке Фонтенлю (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Там была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список исчезающих животных и растений. И ученые назвали этот список Красной книгой. Красная книга несколько раз переиздавалась (пополняя список исчезающих растений и животных)” [ 1 ] Выставка книг.

Учитель. К сожалению, уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его ценного меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А что если б могли? Давайте пофантазируем?

(Игровое моделирование)

Итак, суд. Суд над человеком.

Судья. Прошу внимание! Слово главному обвинителю.

Тур. Мне трудно говорить. Последний тур был убит в XVII веке. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Я обвиняю человека в том, что он уничтожает все живое. Где бы не появлялся человек, он всегда что – нибудь разрушает или кого-нибудь убивает.

Судья. Приглашаются свидетели: Воздух, Вода и Почва (обвинения свидетелей).

Судья. Да, аргументы весомые. Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются Колокольчик и Бабочка.

Судья. Следующий свидетель – Лягушка. (Обвинения свидетелей.)

Следующий свидетель – Сова. (Обвинения свидетелей.)

 Судья. Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с Человеком? Какое решение нам принять? (Совещаются).

Прошу внимания!

Лягушка. Получается так, что человек сам подписывает смертный приговор?

Судья. Получается так!

Все. Какой ужас!

Судья. На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек. Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче. Да, сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете.” [ 2 ]

  1. В нашей стране принят Закон об охране природы, который обязывает всех нас охранять природные богатства, правильно их использовать.
  2. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.
  3. На месте вырубленных лесов люди сажают новые.
  4. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
  5. Нельзя ломать деревья, ловить бабочек.
  6. Нельзя разводить костры.
  7. Создаются заповедники – где вся природа неприкосновенна.

Учитель. В нашем крае есть заповедники. Это участки местности, где природа сохраняется в нетронутом виде. В заповеднике нельзя рубить деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.

  1. Так существует ли связь между природой и человеком?
  2. Человек “повелитель” или “подчиненный” природы?
Природа Человек

Заключение. Как Вы понимаете слова “Судьба природы-наша судьба?” (Высказывания учащихся.) Мы все должны помнить слова русского писателя: М.М.Пришвина, который сказал: “Для рыбы нужна чистая вода – будет охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять их ”. Только сейчас начинают люди понимать, что они должны не покорять природу, а найти способ с ней жить в согласии.

Литература

  1. “Я иду на урок в начальную школу”. Книга для учителя. М., 2001.
  2. Н.А.Сидорова Внеклассное занятие на тему “ Экологический суд”. Ж. “Начальная школа”, № 4, 1997.