Урок по теме "Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры" (4-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Тип урока: урок декоративно-прикладного искусства.

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством, его видами, с современным выставочным искусством.

Задачи: научить работать с мочалом, делать из мочала фигурку лошади; развивать творчество, воображение, интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитывать любовь и уважение к прошлому своего народа, чувство гармонии и соразмерности частей в композиции игрушки.

Творческие способности: передать основные пропорции лошади.

Наглядные материалы: игрушка, слайды с различными видами декоративных изделий.

Материалы учащихся: мочало (его можно приобрести в любом строительном магазине), шпагат, ножницы, клей ПВА.

План урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Вводная беседа (10 мин.)
“Декоративно – прикладное искусство в системе ценностей культуры”.

III. Восприятие и анализ образа (3 мин.)

IV. Самостоятельная работа (20 мин.)

V. Анализ работ (5 мин.)

VI. Подведение итогов (1 мин.)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы на уроке продолжим знакомство с видами изобразительного искусства. Какие виды изобразительного искусства вам известно?

Ученик: Живопись, графика.

Учитель: А сегодня, ребята, мы с вами ближе познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – декоративно-прикладным искусством. Тема нашего урока “Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры”.

<Приложение>

А также познакомимся с современным выставочным искусством и, к тому же, сегодня на уроке каждый из вас выступит сам в роли художника – декоратора. А что мы будем делать – пока это секрет.

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице.

Среди этого многообразия есть такие предметы, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. Слово “декор” и означает “украшать, придавать красивый вид”.

Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Человек сам, своими руками создает эту красоту. Поэтому это искусство и прикладное.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Начнем мы знакомство с декоративно-прикладным искусством с орнамента и художественных промыслов.

2 слайд

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни. Все элементы художники черпают из природы, окружающей нас действительности. Орнаментом люди украшали и одежду, и дома, и посуду.

– Ребята, а кто может сказать, для чего вещи украшались орнаментом?

Ученик: Орнамент служил не только украшением, но и оберегом.

Учитель: Молодцы. Посмотрите на узоры орнамента. Что они из себя представляют? Как вы думаете, почему именно эти мотивы украшают вещи русского народа?

В народном искусстве также выделяют народные художественные промыслы.

3 слайд. Это глиняные и деревянные игрушки, матрешки.

4 слайд. Роспись по дереву – Хохлома, роспись по дереву – Городец, роспись по фарфору – Гжель, роспись по металлу – Жостово.

5 слайд. Роспись, теснение и резьба по бересте. Изделия из мочала и соломы. Это всего лишь малый перечень народных промыслов. Русский человек был очень изобретателен, украшал свой быт, используя все, что попадет под руку. И делал это очень красиво.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Сегодня мастера декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов.

6 слайд. Из стекла: различная мелкая скульптура, декоративные столы, подставки для цветов и т. д.

ВИТРАЖ – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

7 слайд. Из кожи. Из металла.

8 слайд. Из пряжи. Гобелен – вытканный вручную ковер-картина. Роспись на ткани – батик.

9 слайд. Из стекла, бисера, смальты, камня – мозаика. Из бумаги. Из картона, мешковины, бечевки, холста.

А также мастера делают удивительно прекрасные вещи из дерева, из камня и т. д.

Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту. А красивые куклы, керамические фигурки помогают сделать нашу жизнь более привлекательной и праздничной.

И самое главное, декоративно-прикладное искусство организует общение людей, строит их отношения.

Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.

Итак, посмотрите на этот слайд (10 слайд) и скажите, что же свойственно языку декоративного искусства, чем отличаются изображения в картинах художников-реалистов и мастеров декоративного искусства?

<Приложение>

Ученик: Произведения декоративно-прикладного искусства отличают обобщенность, плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура).

Учитель: Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т. д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Изображение и цвет часто имеют символическое значение: например, красный цвет в русском народном искусстве – символ жизни, белый цвет – символ чистоты, конь – знак солнца и т. д.

Каждый раз, встречаясь с разными произведениями ДПИ, вы будете осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной и ценной.

Сегодня вы сами попробуете себя в роли мастеров ДПИ. И работать мы сегодня будем с мочалом.

Мочало получают из луба, который находится под корой дерева. Луб размачивают, раздирают на волокна – вот и получается мочало – замечательный материал, из которого в старину делали рогожи, циновки, веревки и многое другое. В народе говаривали: “Лен родится, а мочало пригодится”.

А нам мочало пригодится для сегодняшней работы.

Посмотрите на этот образ. В виде кого представлена игрушка? (Учитель показывает образец)

Ученик: В виде лошадки.

Учитель: Вот такую лошадку мы и будем с вами делать. Посмотрите внимательно на эту игрушку.

Из каких частей состоит лошадка?

Ученик: Голова, туловище, ноги, хвост, грива и т.д.

Учитель: Каким образом голова отделена от туловища, ноги от туловища и т.д.?

Ученик: Каждая часть перевязана прочной нитью или шпагатом.

Учитель: Итак, давайте вместе с вами попробуем сделать такую лошадку (11 слайд). Работать мы будем в парах, т. к. в паре работать быстрее и удобнее. Сегодня на уроке мы начнем изготовление лошадки, а на следующем уроке закончим, так как этот процесс длительный и сегодня мы просто не успеем закончить данную работу.

Прежде чем начать работу повторим правила работы с ножницами.

Ученик: ….

Учитель: Итак, ребята, возьмем мочало. Разделим данный пучок на три одинаковых части.

Начнем с передней. Возьмите одну из трех частей. Сгибаем пополам. Перетягиваем шпагатом прядь волокон так, чтобы одна часть была немного меньше другой, а затем меньшую часть делим на два пучка для ног и красиво переплетаем длинными нитями, как показано на рисунке.

Делаем шею коня – выравниваем пряди волокон и придаем им форму прямой или откинувшейся назад шеи, оставив часть пучка для головы, и снова перетягиваем волокном или шпагатом. Голова животного должна быть красивой, выразительной. Отогнув вниз под углом к шее нижние волокна головы, постепенно присоединяем к ним остальное, выравниваем их, перетягиваем шпагатом и для надежности приклеиваем. Когда клей высохнет, голову коня спереди можно подрезать.

Берем другую прядь волокон и делаем из нее грудку и спинку коня, как показано на рисунке.

В нескольких местах перетяни туловище и расположи между верхними и нижними волокнами пучок для задних ног такой толщины, чтобы ножки были одинаковыми.

Сделай задние ноги вровень с передними и красиво, крестообразно переплети их.

Осталось придать хвосту красивую форму и украсить коня гривой. Для гривы натяни шпагат и начинай навязывать на него тонкие пряди волокон. Затем продень конец шпагата в ушко большой иглы и пришей гриву к голове. Из куска льняной ткани сделай коньку седло.

Итак, наш конек готов. Давайте всем покажем их (выставка работ).

Оцените свою работу на уроке, поставив черточку на вертикальной линии в листочке, который лежит у вас на столе (бланк самооценки).

Учитель: Итак, ребята, что вы нового узнали на уроке?

– Понравилось ли вам работать с мочалом?

– Что на ваш взгляд, было сложным в работе?

– Посмотрите на эти работы. Есть ли среди них те, которые вам особенно нравятся? Какие? Почему?

– А как вы считаете, как сегодня можно применить поделки из мочала?

Учитель: Ребята, все вы молодцы. Оценки за работы я поставлю соответственно вашим бланкам самооценки. На этом урок окончен. Спасибо всем. До свидания.

 Методические пособия, используемые для урока.

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2005.
  2. Детям – о традициях народного творчества. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч./ Под ред. Т.Я Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2.
  3. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1974.