Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 4"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с числом и цифрой 4.
  • Учить писать цифру 4.
  • Рассмотреть состав числа 4.
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы.
  • Развивать внимание, память, мышление детей, познавательный интерес.

 Оборудование:

  • Учебник “Математика, 1 класс” (авт. Н.Б. Истомина);
  • тетрадь с печатной основой (1ч.);
  • наборное полотно, счетный материал;
  • мяч;
  • рисунок березы;
  • счетные палочки; конверты с деталями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение нумерации чисел в пределах 10.

Игра с мячом.

  • Назвать число, следующее за числом …
  • Назвать число, предшествующее числу …
  • Назвать соседей числа …

III. Работа с наборным полотном. (Классное, индивидуальные).

Стихотворение.

Белки и зайчата
Скачут по дорожке.
Помогите им ребята
Посчитать немножко.

Открывается классное наборное полотно, на котором 4 белочки и 5 зайчат.

– Поставьте на верхнюю полочку индивидуального полотна столько кружков, сколько белочек, а на нижнюю полочку столько квадратиков, сколько зайчиков.

Проверка выполнения задания. (Дети показывают полотна).

Сравнение белочек и зайчиков.

Что можно сказать про белочек, зайчиков?

Как сделать проверку?

IV. Устный счет.

1. Беседа о временах года.

– Какое сейчас время года? (Осень.)

– Посмотрите на картинку.

– Что это за дерево? (Березка.)

– Как узнали?

Чтение стихотворения про осень. (Читает ученик).

Учитель: “Ветер подул и полетели листочки с березки. Давайте посчитаем”.

Дети выходят по одному и решают примеры на листочках.

2. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Раскачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

3. Игра “Числа разбежались”.

– Что лишнее? (Буква “а”.)

– Назовите числа в порядке возрастания.

– Какие числа вы уже знаете? (1, 7.)

4. Повторение состава числа 7.

5. Знакомство с числом 4.

– Какое число стоит между числами 3 и 5? (4.)

– Какие предметы можно соотнести с числом 4? (Ученики приводят примеры.)

V. Сообщение темы и цели урока.

VI. Работа с учебником, с.29.

1. Задание № 58.

– Сколько одинаковых по форме ключей на рисунке? (4.)

– Сколько всего ключей?

– Какой ключ отличается? (1 большой ключ.)

2. Задание № 60.

– Чем похожи все животные? (Баран, собака, коза, лиса.)

(Дети называют похожие признаки.)

– Что “лишнее” на рисунке? (Лиса.)

3. Задание № 61.

Сравнение больших и маленьких шляп и кепок.

– Что означают цифры 4, 1, 7? (Всего 4 шляпы, из них 1 – большая. Кепок – 7.)

– Сколько всего головных уборов?

VII. Знакомство с цифрой 4.

  1. Учитель объясняет и показывает запись цифры на доске.
  2. Письмо в воздухе.
  3. Разбор возможных ошибок.
  4. Работа в тетрадях с печатной основой, с.11.

Письмо цифры 4 в тетрадях, затем повторяется написание цифр 1, 7.

VIII. Знакомство с составом числа 4.

 IХ. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять;
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

Х. Упражнения в построении фигур.

1. Работа со счетными палочками.

а) Какую геометрическую фигуру можно построить из четырех палочек? (Квадрат.)

б) Постройте из 7 палочек два квадрата.

– Сколько палочек надо добавит?

– Сколько вариантов построения такой фигуры? (4.)

– Почему?

2. Конструирование фигур из данных деталей.

(Детали лежат в конверте).

Работа в парах.

– Сколько деталей использовали?

– Какие детали по форме?

Сравнение чисел 4 и 5.

ХI. Итог урока.