Урок истории в 9-м классе "Государственная Дума – представительный законодательный орган Российской Федерации"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: определить значение Государственной Думы для становления демократического правового государства.

Межпредметные связи: Конституция РФ, глава 5 «Федеральное Собрание».

План урока.

  1. Значение Российского парламентаризма.
  2. Федеральное Собрание Российской Федерации.
  3. Порядок принятия законов (Движение законопроекта от внесения для рассмотрения до подписания и опубликования).
  4. Общая характеристика работы Государственных Дум за последнее десятилетие 20 века (по желанию учителя и, если позволит время).

Основные понятия: электорат, парламент, законопроект, парламентские «чтения».

Важнейшие даты:

27 апреля – 8 июня 1906 г. – I Дума
20 февраля – 2 июня 1907 г. – II Дума
1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. – III Дума
15 ноября 1912 – 26 февраля 1917 г. – IV Дума

Личности: Муромцев С.А., Головин Ф.А., Хомяков Н.А., Гучков А.И., Родзянко М.В., Селезнев Г.Н.

Оборудование: фотографии заседаний II и IV Государственных Дум, фотографии Муромцева С.А., Родзянко М.В., комплект тестов, комплект материалов о Государственной Думе.

Рекомендуемая организация урока.

Общие рекомендации: в ходе урока необходимо сформировать у ученика представление о том, что появление Государственной Думы – первый шаг на пути к правовому государству.

  1. (3-4 мин) Урок необходимо начать с краткого рассказа о значении Государственной Думы.
  2. (5-6 мин) Закрепление знаний учащихся о Государственной Думе начала века (тестирование). Взаимопроверка. Подведение итогов.
  3. (5-10 мин) Работа класса с документом: Конституция РФ, 5 глава «Федеральное Собрание».
  4. (15-20 мин) Далее рекомендуется перейти к знакомству с материалом о том, как идет продвижение законопроекта в Государственной Думе – от выдвижения до подписания Президентом и опубликования. Возможно разделить класс на группы: Государственная Дума (депутаты), Совет Федерации (депутаты), Президент, депутат Государственной Думы, выдвигающий законопроект и проиграть весь путь движения законопроекта.

Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в начале 20 столетия сделала первый шаг к правовому государству, а в конце 20 столетия перешла к строительству демократического правового государства.

Беседа по 5 главе Конституции «Федеральное собрание»

Вопросы:

  1. Как называется парламент РФ?
  2. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
  3. Какое количество депутатов включает в себя Государственная Дума?
  4. На какой срок избирается Государственная Дума?
  5. С какого возраста может быть избран гражданин РФ депутатом Государственной Думы?
  6. Может ли одно и тоже лицо быть избранным сразу в обе палаты парламента?
  7. Что значит «Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе»?
  8. Могут ли депутаты Государственной Думы заниматься другой оплачиваемой деятельностью?
  9. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?
  10. Как быстро собирается Государственная Дума на первое заседание после избрания?
  11. Является ли заседания Совета Федерации и Государственная Дума открытыми?
  12. Можем ли мы с вами попасть на заседание Думы?
  13. В каком случае заседание Государственной Думы может быть закрытым?
  14. В какой статье Конституции РФ говорится, что относится к ведению Совета Федерации? (зачитать)
  15. В какой статье Конституции РФ говорится о ведении Государственной Думы?
  16. Кому принадлежит право законодательной инициативы?

Тест «Государственная Дума»

1. В манифесте 17 октября 1905 г. было обещано:

  • Создать Госдуму
  • Наделить крестьян землей
  • Принять конституцию
  • Установить в России демократию

2. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. перераспределял число выборщиков в пользу:

  • Помещиков и буржуазии
  • Крестьян
  • Монархических партий
  • Зажиточных крестьян

3. В России 1-й легальной партией стали:

  • Кадеты
  • Большевики
  • Эсеры
  • Октябристы

4. Деление на фракции: октябристы – 154, монархисты – 147, кадеты – 54, социал-демократы – 19 и др. существовало:

  • в I Государственной Думе
  • во II Государственной Думе
  • в III Государственной Думе
  • в IV Государственной Думе

5. Из перечисленных партий начала XX в. относятся к либеральной группе:

  • Партия социалистов-революционеров (эсеров)
  • Конституционно-демократическая партия (кадетов)
  • Социал-демократическая партия
  • «Союз 17 октября»
  • «Союз русского народа»

6. Расположите в соответствии с последовательностью образования:

  • Партия кадетов
  • Партия эсеров
  • «Союз 17 октября»
  • РСДРП (б)

7. Кто является лишним в ряду председателей Государственной думы:

  • С.А. Муромцев,
  • Ф.А. Головин,
  • С.Ю. Витте,
  • А.И. Гучков,
  • М.В. Родзянко

8. Согласно Основным законам 1906 г. законодательная власть принадлежала:

  • императору
  • Государственной думе, Государственному совету, Синоду
  • императору и Государственной Думе
  • императору, Государственной Думе, Государственному совету

9. По указу 11 декабря 1905 г. не имели избирательных прав:

  • крестьяне
  • военнослужащие
  • землевладельцы
  • женщины
  • молодежь до 25 лет

10.Образуйте логические пары:

1. Партия социалистов-революционеров
2. РСДРП (б)
3. Партия конституционных демократов
4. «Союз 17 октября»
а) П.Н. Милюков
б) А.И. Гучков
в) В.И. Ульянов (Ленин)
г) В.М. Чернов
д) Л. Мартов

11. Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных «меньшевиками».

Дополнительный материал для учителя

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1993 — 2005 годы

«Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».

В.В. ПУТИН
(из послания Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года)

Истоки отечественного парламентаризма можно искать в таких институтах народного представительства как вече, княжеские и боярские думы, земские соборы, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом. Однако самостоятельная законодательная власть начинается с образованием в 1906 году Государственной думы – первого всероссийского представительного органа, наделенного законодательными полномочиями.
Десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. Съезды народных депутатов конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия заложили основы перехода от советской модели законодательной власти к парламентской демократии.
Самым принципиальным изменением в системе государственной власти того времени стало введение в 1991 году поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными органами власти.
Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, многие их права отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти.
Перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, стали причиной острых правовых и политических противоречий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. В сентябре-октябре 1993 года это привело к их открытому конфликту, который завершился роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета и ликвидацией системы Советов.
 21 сентября 1993 года Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением 12 декабря 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу, – нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации, нового федерального органа законодательной власти страны.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1994-2005 ГОДЫ

В сфере государственного строительства заложены законодательные основы построения правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, совершенствования федеративных и национальных отношений, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей, независимого надзора за режимом законности в стране, становления и развития местного самоуправления, значимых институтов гражданского общества, института уполномоченных по правам человека на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, государственной и муниципальной службы.
В экономической сфере приняты основополагающие законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в том числе Гражданский, Арбитражный процессуальный, Воздушный и Градостроительный кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства,  повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.
В социальной сфере законодательство формировалось в условиях изменения содержания государственных социальных гарантий, сохранения социальной напряженности, сокращения финансовой базы социальной политики. Базовым для регулирования основных отношений в этой сфере явился закон о прожиточном минимуме. В то же время обстановка часто вынуждала законодателей к принятию ситуативных решений по повышению уровня минимальной заработной платы и минимальной пенсии, по изменению пенсионного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан. Значительное число законов было принято по вопросам семейных отношений, культуры, науки, образования, охраны здоровья. Урегулирован порядок разрешения коллективных трудовых споров.
В бюджетной, налоговой и финансовой сферах созданы правовые основы бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налоговой системы, управления и контроля за состоянием государственного долга. Постоянно совершенствовались законодательство, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации и банковской системы в целом, организация страхового дела. Приняты новые законы, обеспечивающие создание и функционирование рынка ценных бумаг, восстановление и защиту вкладов граждан, усиление контроля за соблюдением финансового законодательства.
В сфере обороны и безопасности приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации и значительно расширено законодательство по вопросам обороны. Впервые урегулированы участие России в международных миротворческих акциях и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. Реформировано уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. Усовершенствовано законодательство о правоохранительных органах и их деятельности, регламентирован оборот оружия и наркотических средств.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды созданы определенные условия для рационального использования и восстановления природных ресурсов, урегулирован ряд вопросов обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности.
В сфере международных отношений законодательно установлен порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, регламентированы процедуры внесения, рассмотрения и принятия закона о ратификации (денонсации) международных договоров Российской Федерации. За данный период приняты и вступили в силу сотни законов о международных договорах Российской Федерации. Среди них такие значимые решения Российской Федерации, как присоединение к Уставу Совета Европы, образование Союза Беларуси и России, Экономического союза стран СНГ и многие другие.