Статья "К вопросу о контроле уровня владения иностранным языком в условиях гуманистической парадигмы образования"

Разделы: Иностранные языки


Как известно, в последнее время проблема контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся становится все более актуальной. Это связано, во-первых, с гуманизацией современного образования, проникшей во все сферы педагогической деятельности; во-вторых, с возрастающими требованиями общества к качеству знаний, умений и навыков обучающихся.

Анализ традиционной практики организации контроля показывает несовершенство экспертной оценки качества знаний обучающихся. В качестве основных недостатков отмечается субъективизм, неточность шкалы измерений, использование однообразных методов контроля, превращение контроля в самоцель на уроке. Учитель часто занимает доминирующее положение, выступая организатором контроля и реализуя монополию на интерпретацию его результатов; активность ученика носит в основном внешний характер. Наблюдается низкая степень самостоятельности и ответственности учеников за результаты собственного учения. В ходе промежуточного и итогового контроля; обучающиеся ощущают напряжение, психологический дискомфорт.

Так что же такое контроль в образовании? Безнравственное средство ловить ученика на незнании, по словам В.А. Сухомлинского [3]? Или реальная помощь в преодолении трудностей, испытываемых учащимися?

Анализ педагогической и методической литературы показал, что в настоящее время сложились следующие подходы к пониманию сущности данной проблемы.

  • информационно-констатирующий подход (Аванесов В.С.,.Подласый И.П и др.), где контроль рассматривается только как проверка, процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими знаний с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. На наш взгляд, такой контроль носит констатирующий характер и имеет субъект-объектную направленность процесса обучения [1, 5, 11];
  • диагностико-обучающий подход (Пидкасистый П.И., Михайлычев Е.А., Сластенин В.А. и др.), при котором контроль трактуется не только как проверка результатов обучения, но и как процесс обратной связи, требующий дальнейшую корректировку процесса обучения [5, 8, 10, 12];
  • рефлексивный подход (Амонашвили Ш.А, Ксендзова Г.Ю., Хуторской А.В. и др.), предусматривающий развитие самоуправленческих начал, гуманизацию контроля. Такой подход основан не на авторитарно-императивных принципах, в соответствии с которыми учитель, как правило, выступает в роли формального организатора процесса контроля, а на принципах сотрудничества и педагогической поддержки, способствующих организации взаимоконтроля и самоконтроля учебных достижений учащихся [2, 5, 7, 13]

Упомянутые выше подходы находят свое применение на различных этапах педагогического контроля: от входного до итогового. Но практика показывает, что, в связи с процессом гуманизации образования все большее распространение находит рефлексивное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

В связи с этим все большую актуальность приобретает самоконтроль учебных достижений учащихся (Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Зимняя И.А., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., Петровский В.А., Кулюткин Ю.Н., Суховская Г.С и др.)

По нашему мнению, наиболее точно сущность понятия “самоконтроль” отражена в работах Зимней И.А., которая считает, что самоконтроль - это способность человека регулировать производимое им действие. Обучающийся учится сознательно контролировать свои действия, сравнивает конечный результат с запланированным, анализирует собственные поступки, давая им критическую самооценку, испытывает удовлетворение, радость, гордость от результатов своей деятельности. Удовлетворенность – неудовлетворенность ведет к укреплению установки на то должное, представление о котором личность вырабатывает на собственном опыте. Следовательно, эффективный самоконтроль является мощным средством создания ситуации успеха во время учебного процесса и, в конечном итоге, повышения мотивации к изучению предмета.[4]

Мы согласны с мнением Амонашвили Ш.А. и Ксендзовой Г.Ю., которые считают, что самоконтроль как самостоятельная экспертиза собственной деятельности человека может влиять на развитие таких черт личности, как организованность и ответственность, и тесно связан с развитием адекватной самооценки. Иными словами, достаточно высокий уровень развития самоконтроля и самооценки свидетельствует о зрелом состоянии развития самосознания личности в целом. Таким образом, адекватная самооценка, самоконтроль и саморегуляция являются одним из условий личностного развития. [2, 7]

В связи с выше сказанным, представляются интересными результаты анкетирования, проведенного нами среди учащихся и педагогов МОУ “Ангарский лицей №2” (около 500 участников). Были заданы следующие вопросы:

  • Нужна ли в школе оценка?
  • Пойдешь ли ты в школу после того, как получил плохую отметку?

Результаты показали, что от 45% учеников 8-го класса до 24% учащихся 11-го класса заявили, что не хотят идти в школу после того, как получили плохую оценку. Но, в то же самое время, большинство анкетируемых (72% учащихся и 91% педагогов) ответили, что оценка в школе нужна (Приложения 1, Приложение 2).

Напрашивается вопрос: “Какой же контроль нужен образованию, какая оценка нужна учащимся?”

В целях разрешения ряда противоречий между компонентами традиционной системы педагогического контроля и содержанием гуманистического подхода нами была разработана модель организации контроля обученности учащихся по иностранному языку: текущего, тематического и итогового видов контроля знаний, навыков, умений и иноязычных компетентностей обучающихся.

Все компоненты системы контроля – цели, способы, средства, объекты, формы, результаты – раскрываются как с позиции обучающей и контролирующей деятельности преподавателя, так и с точки зрения учебной деятельности ученика. Таким образом, согласно предлагаемой нами модели, преподаватель и обучающийся выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Мы считаем, что целью контроля должна быть не только проверка и оценка сформированности ЗУНов, но и проверка личностных образовательных приращений каждого конкретного обучающегося. [13]

Объектами контроля должны являться не абстрактные ЗУНы по предмету, а уровень учебных достижений каждого обучающегося. Функциями контроля должны быть не только контролирующая, оценочная, корригирующая, обобщающая, но и обучающая, развивающая, воспитывающая и стимулирующая. Всему процессу контроля должна сопутствовать не только контролирующая деятельность учителя, но и самооценка и взаимооценка ЗУНов самими учащимися, основанная на усвоенных ими эталонах.

Соответственно, представленная нами система контроля по иностранному языку основывается на следующих принципах:

  • системности: главным системообразующим фактором является цель, поставленная операционально;
  • планомерности: содержание контроля соответствует нормативным документам по преподаванию иностранного языка в средней школе;
  • индивидаулизации: то есть, учёта индивидуальных характеристик и отслеживания учебного прогресса каждого ученика;
  • бинарности: то есть, участия в процедуре контроля не только преподавателей, но и самих обучающихся;
  • педагогической поддержки, оказываемой учителем.

Разработанная нами система контроля по иностранному языку представлена в Таблице 1.

Таблица 1.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Виды контроля

Подходы к контролю

Объекты контроля

Формы контроля

Входной

Информационно-констатирующий, диагностико-обучающий Степень сформированности языковых умений и навыков Диагностические тесты на определение уровня владения ИЯ (компьютерное тестирование)

Текущий

Диагностико-обучающий, рефлексивный По блокам развития и формирования языковых речевых умений и навыков Презентация проектов, портфолио; тесты достижений (бланковые и компьютерные тесты самоконтроля и взаимоконтроля)

Итоговый

Диагностико-обучающий, информационно-констатирующий

Уровень сформированности всех видов речевой деятельности

Экзамен (9, 10 кл.): компьютерное тестирование (тесты достижений); ЕГЭ по выбору (11 кл.)

Для входного контроля данная система предусматривает стандартизованный уровневый компьютерный тест достижений “Move Up Placement Test”, утвержденный Советом Европы [13].

Данный тест является материалом для мониторинга и дальнейшей коррекционной работы по развитию и формированию знаний, умений и навыков учащихся по иностранному языку. В начале каждого учебного года отслеживается уровень и прогресс учебных достижений каждого ученика: (элементарный, средний, продвинутый уровень). Несомненным преимуществом такой организации тестирования является то, что каждый конкретный ученик сравнивается с самим собой, а не с другими учащимися. Таким образом, тестовая система контроля на практике реализует принцип индивидуализации обучения. (Приложение 3)

Для текущего контроля используются составленные самими учителями бланковые или компьютерные тесты достижений (achievement tests), которые распределены по уровням и блокам развития и формирования языковых речевых умений и навыков. Данные тесты носят обучающий характер и могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной работы в виде само- и взаимоконтроля. Обучающиеся проверяют уровень сформированности своих навыков и умений и оценивают себя и друг друга по данной учителем шкале оценивания. Кроме того, при таком контроле ученик имеет возможность коррекции и самокоррекции собственных ошибок. Роль учителя заключается в оказании педагогической поддержки с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Преимуществом данного вида тестирования является ярко выраженные воспитательная и развивающая функция контроля. Совершенствуется саморегуляция, произвольность внимания, механизмы самоконтроля, самооценки и рефлексии; систематическая проверка требует от ученика ответственности, самостоятельности, самокритичности. Другими формами контроля на данном этапе является защита проектов учащихся.

Итоговый контроль на экзаменах по выбору (9-10-е классы) осуществляется в форме компьютерных тестов, также составленных самими учителями с учетом требований нормативных документов по английскому языку для средней школы. Для проверки речевых умений и навыков учащихся (письмо, говорение), используются традиционные формы контроля.

Итоговый контроль в 11-м классе осуществляется в форме ЕГЭ (стандартизованный диагностический тест).

Как мы видим, представленная нами система контроля в качестве основной формы (или метода) контроля предусматривает тестирование, в том числе компьютерное. Мы считаем, что его преимуществами перед традиционными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются следующие:

  • более высокая, чем в традиционных методах, объективность;
  • ёмкость и объемность;
  • высокая точность измерения учебных достижений за счет дифференцированных шкал, содержащих больше градаций оценки;
  • наглядность: использование широких возможностей ПЭВМ – цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т.д.;
  • гуманизм: предоставление равных возможностей для всех; ученик получает право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет;
  • устранение рутинной работы учителя.

В результате применения представленной системы контроля знания, умения и навыки учащихся по иностранному языку имеют положительную динамику, что видно из Таблицы 2.

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Уровень обученности

0 курс 2005 г.

1 курс 2006 г.

2 курс 2007 г.

3 курс 2008 г.

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

Низкий

11

14.7 %

7

9.3%

2

2.6%

-

-

Средний

45

60 %

35

46.6 %

22

29.4 %

9

12%

Высокий

17

22.7 %

30

40 %

45

60%

49

65.3%

Продвинутый

2

2.6 %

3

4 %

6

8%

17

22.7%

Таким образом, теоретическое и практическое исследование проблемы педагогического контроля показало, что, несмотря на существование нескольких подходов к его реализации, наибольшее распространение в последнее время находит рефлексивный подход. Данный подход предусматривает субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса, в частности, педагогическую поддержку, оказываемую учителем с учетом образовательной траектории каждого ученика.

Анализ функций контроля, выделяемых в современной психолого-педагогической и методической литературе, позволяют определить обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля как наиболее значимые и востребованные.

Применение системного подхода к изучению данного вопроса позволило нам разработать систему контроля. Основными компонентами данной системы являются: цель, объект контроля, формы, методы, а так же принципы, средства и содержание контроля, отношения контролируемого и контролирующего и результаты реализации системы контроля. На наш взгляд, преимуществами данной системы, являются следующие:

  • воспроизводимость данной системы, т.е. возможность её реализации в учебных заведениях разного типа: инновационных, общеобразовательных (на старшем этапе обучения), средних и высших специальных;
  • широкое использование тестов разного вида (тестов достижений, составленных самими учителями, диагностических стандартизованных тестов, таких как “Move Up Placement Test”), что дает возможность повысить объективность, ёмкость, объемность, точность измерения учебных достижений по сравнению с традиционными видами контроля;
  • гуманизация процедуры контроля (оказание педагогической поддержки учителем с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся; сравнение результатов учащихся не друг с другом, а с самим собой), что способствует реализации основной цели гуманного контроля: проверке личностных образовательных приращений каждого конкретного обучающегося;
  • развитие таких личностных качеств обучающихся как ответственность, организованность и самостоятельность, чему способствует эффективная организация само- и взаимоконтроля.

Реализация данной системы позволит, по нашему мнению, не только оптимизировать образовательный процесс, но и оказать существенное влияние на качество обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. – 130 с.
  2. Амонашвили. Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1994. - 296 с.
  3. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Методическое пособие/ Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2001. - 150 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.,: Логос, 2004.-384 с.
  5. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Брянск, 2004. – 21 с.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287 с.
  7. Ксендзова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя М.: Педагогическое общество России. 2000. - с. 68-72.
  8. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.- 432 с.
  9. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. – 159 с.
  10. Пидкасистый П.П. Педагогика. М. Владос, 1991, с.355-359.
  11. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. с. 59-60.
  12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997.-223 с.
  13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. www.eidos.ru/news/compet/htm. по состоянию на 21.11.08.
  14. Move Up Placement Test. Macmillan Publishers Ltd. 2002.

Приложения