Урок русского языка во 2-м классе по теме "Когда командует словарь"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.

Задачи:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем
  • познакомить с этимологическим словарем
  • прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства

1. Актуализация знаний.

На доске карточки со словами

весна, вода, чувство, травка, солнце, вагон, снег

У. - Прочитайте слова и скажите, по какому признаку можно данные слова разделить на три группы?

Д. - По орфограммам: сначала слова с безударным гласным в корне слова, затем с непроизносимым согласным, а потом с парным по звонкости- глухости

На доске:

весна чувство травка
вода солнце снег
вагон    

У. Обозначьте орфограммы.

У. - А по какому признаку можно эти слова разделить на две группы?

Д. - С проверяемым написанием и “словарные”

На доске:

весна чувство
вода вагон
солнце  
травка  
снег  

У. - В первом столбике слова с проверяемым написанием. Как назвать слова во втором столбике?

Д. Слова с непроверяемым написанием.

У. Как обозначить орфограмму?

Д. Подчеркнуть тремя черточками.

У. Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу?

Д. - Спросить у взрослого, обратиться к словарю.

2. Диалогический вариант объяснения нового. Мотивация темы и задач урока.

1) У. - Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике, с. 73 в красной рамочке

Вывод:

Д. Если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу, нужно обратиться к орфографическому словарю.

У. Кто сформулирует тему урока?

Д. Тема урока: Когда командует словарь.

У. Верно.

Когда командует - мы выяснили.

Как он командует - узнаем сегодня на уроке.

2) От происхождения слова - к запоминанию правильного написания

а) У. Новое слово для запоминания:

ВАГОН

Запишем его по памятке №1
Подберем однокоренное слово -

Д. В. ГОНЧИК

У. Решите орфографическую задачу.

Д. По секрету корней, нужно вставить букву “а”.

- У. Запишите это слово самостоятельно в тетрадь по памятке №1.

б) - У. Кто уже запомнил, как это слово пишется? (убираю карточку)

- Когда я училась в школе, изучала немецкий язык. Слово ВАГОН по-немецки

DAS WAGEN. Так я запомнила написание слова ВАГОН.

Прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре

На доске: М . ДВЕДЬ СП . СИБО

Чтение в этимологическом словаре словарных статей слов: МЕДВЕДЬ, СПАСИБО

У. Спишите слова, решая орфографические задачи.

Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки?

Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными.

Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой.

в) Самостоятельная работа. Упражнение. № 454

- Прочитайте вывод, сверьте свой вывод с выводом авторов учебника.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Выполните работу.

- Проверка работы.

Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании “словарного” слова.

ФИЗМИНУТКА.

3. Работа со словарем, в парах.

1) - Прочитайте задание к упражнению № 456 до рамочки

- Прочитайте слова

- Прочитайте первое задание

2) Инструктаж:

- Работаем в парах

- У вас на парте рабочий лист со словами, памятка “ Как пользоваться словарем” и план отчета. (См. приложение в учебнике для 3 - его класса)

- Договоритесь, кто с какой буквой ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете друг другу.

- Работаете, пока звучит музыка.

3) Отчет о работе:

Д. 1. Мы работали со словом . рбу з/с.

2. Мы определили:

1) проверяемая орфограмма: парный согласный по звонкости /глухости в корне слова

проверочное слово - арбузы

2) непроверяемая орфограмма: безударный гласный в корне слова, чтобы выбрать правильную букву, мы обратились к словарю

3) Работали по памятке “Как пользоваться орфографическим словарем?”

Я искал данное слово с буквой “а”, а Маша с буквой “о”

Мне повезло, я нашел слово АРБУЗ. Мы вписали букву “а, прочитали слово, еще раз сверили со словарем.

4) Записали1 слово АРБУЗ в тетрадь. Подчеркнули орфограммы.

У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю?

Д. - Когда в слове непроверяемая орфограмма.

У. - Командует какой словарь?

Д. Орфографический.

У. - Подсказывает? Помогает запомнить?

Д. Этимологический словарь.

4. Рефлексия.

У. Верно ли выполнил ученик такое задание:

- подобрать слова с непроверяемыми орфограммами?

На доске:

СОБАКА
ВОЛЧИЦА
ЛОСИХА
КОРОВА

Ответы детей: В слове СОБАКА непроверяемая орфограмма , нужно обратиться к   орфографическому словарю.

В слове КОРОВА тоже непроверяемая орфограмма можно обратиться к орфографическому словарю, а чтобы лучше запомнить написание этих слов можно прочитать этимологические справки.

В словах ВОЛЧИЦА, ЛОСИХА проверяемые орфограммы - безударные гласные в корне.

5. Итог урока.

Д. Слова, написание которых нельзя проверить с помощью правила, так и называются: слова с непроверяемыми орфограммами. Буквы в этих словах узнают по орфографическому словарю.

Д. Нередко узнать и запомнить написание слова помогает его происхождение.

Такими подсказками можно пользоваться, но называть их проверочными словами нельзя.

Домашнее задание. Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.

Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.