Урок русского языка в 3-м классе по теме "Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного.

Формирование темы урока.

На доске:

Растения (широкое понятие)
Деревья, кустарники (среднее понятие)
Береза, малина, смородина (узкое понятие)

Слова: животные, лиса, тигр, хищники, волк.

- Прочитайте написанную на доске смысловую пирамиду и слова в строчке.
- Какую можно с ними выполнить работу? (из данных слов в отдельной строчке можно составить такую же пирамиду)
- Что у вас получилось?

Животные (широкое понятие)
Хищники (среднее понятие)
Лиса, тигр, волк (узкое понятие)

- Найдите общее в словах обеих пирамид. (Все слова – имена существительные)
- Почему вы так решили?
- На какие 2 группы их можно разделить? (по числам)
- Запишите, разделив на группы.

Береза Растения
Малина Животные
Смородина Кустарники
Лиса Деревья
Тигр Хищники
Волк

- Зачитайте имена сущ. ед. ч. и мн. ч. (проверка)
- Какой еще грамматический признак вы можете определить у данных существительных? (род)
- В соответствии с нашими рассуждениями определите тему урока.
- В каком столбике легче определить? Почему? (У сущ. в ед.ч. можно определить род по помощникам словам. М.р. – он мой, ж. р. – она моя, ср.р. – оно мое.)
- Укажите род у существительных в ед. числе
- Как будем определять род у сущ. 2 столбика? (чтобы определить род во мн. числе, их надо поставить в ед. число и поставить помощники слова)

III. Фронтальная работа.

(используется веер-сигнал)

- Укажите род им. Сущ.

Бант, лисички, квартира, блюдце, лицо, моря, мальчики, березы, иней, мужчина.

- Кто не допустил ошибки – встаньте.

Физминутка.

IV. Закрепление.

- Прочитайте написанные пословицы

Скучен день до веч. ра, если делать нечего.
Бояться волков – быть без гр.бков.
Без дела жить – только небо к.птить.

- На какое правило пропущены слова?

Работа в паре.

- Сформулируйте с ними задание в соответствии с темой урока.

  1. Напишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, определите род имен существительных.
  2. Напишите сначала пословицы, в которых сущ. стоят в ед. числе, а потом пословицу, в которых имена сущ. стоят во мн. числе.
  3. Какая лишняя пословица и почему? Определить род, вставить пропущенные буквы.

- Выполните задание по выбору. Не забудьте указать род имен существительных.
- Проверка работы.

V. Творческая работа.

- Прочитайте слова.

Стоит, ясный, морозный
Блестит серебристый
Укутал мохнатыми

- С какими временем года ассоциируются эти слова?

На доске картина о зиме.

- Составьте с ними задание, ориентируясь на тему урока. (подберите к данным прилагательным и глаголам подходящие имена сущ., определите их род)
- Назовите слова, написание которых можно проверить. Назовите орфограмму.
- Какие еще орфограммы можно назвать?
- Составьте предложения, чтобы получилась мини- зарисовка о зиме, укажите род имен сущ. (взаимопроверка)

VI. Итог урока.

- Над чем мы работали на уроке? Какое задание показалось трудным?