Обобщающий урок по технологии (раздел "Технология обработки ткани") "Город мастериц"

Разделы: Технология


Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу «Технология обработки ткани»;

Развивающая - способствовать  развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности;

Воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникативности.

Оснащение урока:

  • швейные машины,
  • ножницы,
  • иглы,
  • портновский мелок,
  • лоскуты ткани,
  • планка,
  • инструкционная карта по изготовлению панно,
  • кроссворды,
  • тест,
  • карточки-задания,
  • проектор,
  • компьютер.

Методы обучения. Инструктаж, практическая работа, дидактические игры.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели и задач.

Сегодняшний урок – это путешествие по городу мастериц. Гуляя по нему, вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии обработки ткани. В предстоящем путешествии нам поможет карта.(Слайд 1.Карта)

II. Основной материал

1.Первая остановка у нас в доме Храброго Портняжки. (Слайд 2. Карта)

У него на столе  много инструментов.   А какие вы узнаете, отгадав загадки:

А) Загадки.

Бежит свинка
Золотая спинка,
Носочек стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с нитками)

Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Проверка вариантов ответов. (Слайд 3. Инструменты)

Б)Работая, Храбрый Портняжка использует различные ткани, а вот что вы знаете о тканях, поможет  узнать кроссворд.  Пройдите к компьютерам и откройте тест. Кроссворд «Производство ткани» . (Приложение 1).  Взаимопроверка кроссворда.

В) А теперь вам задание посложней: вот образцы ткани разложите их по группам – хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. А теперь положите шерстяные и шелковые ткани лицевой стороной вверх. (Проверка выполнения работы)

2. -Вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается, мы подходим к дому Мастера Самоделкина. (Слайд 4. Карта) В его доме много машин, и, конечно, швейных. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы научились работать на швейной машине. Ответьте на вопросы:

- При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение?

- Какие приводы вы знаете? (Проверка. Слайд 5. Приводы)

- Объясните последовательность заправки верхней нити в машину.

- А теперь, насколько вы знаете историю создания швейных машин, поможет мне  тест: «Верите ли вы, что…». Пройдите к компьютерам и откройте необходимый тест. (Приложение 2 ,открывается с помощью приложения 5)

3. -Мы много сделали.  А теперь отдохнем около клумбы.

Давайте сделаем разминку. (Физминутка по выбору).

-Продолжим. Вот Клумба (Слайд 6.Карта) с цветами и бабочками , но цветы не простые, а с заданием. Я предлагаю свойство ткани, а вы по этим свойствам  дайте сравнительную характеристику шелковым и шерстяным тканям. (Слайд 7.Клумба)

4. Продолжим наш путь  - нас ожидают в доме Белошвейки. (Слайд 8. Карта)

Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое белье. Посмотрим, сможете ли вы  справиться с ее заданием.

Расставьте швы в соответствии с их названиями. Раздаточный материал. (Проверка на экране. Слайд 9. Виды швов)

5.Молодцы. Вы и здесь меня не подвели. У нас остался последний дом. Это Ателье Дюймовочки. (Слайд 10.Карта)

 Дюймовочка показывает нам разные модели юбок. Назовите покрой каждой юбки. (Слайд. Юбки).

Ответьте на вопросы:

  1. Какие правила необходимо соблюдать при снятии мерок для построения чертежа юбки?
  2. Какие мерки необходимы для построения?
  3. Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?

Какие мерки записываются  в полном размере?

-Наше путешествие подошло к концу. Теперь вы поняли, как много нового вы уже знаете. Эти знания помогут вам выполнить практическую работу – панно «Цветы».

III. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж. (Приложение 3).  Для быстрой и качественной работы  в бригадах, задания рекомендуется распределить  между всеми членами бригады.

2. Самостоятельная работа детей по карте.

3. Заключительный инструктаж.

IV. Уборка рабочих мест.

V. Подведение итогов.

Открыть слайдовую презентацию. (Приложение 4)